Сакральная карта Таджикистана

Московский центр Льва Гумилева составил сакральную карту Таджикистана, пометив на ней исторические места. Свою инициативу исследователи озвучили 27 марта в ходе научной конференции в стенах Российско-Таджикского Славянского университета в Душанбе.

С директором Московского центра Гумилева, писателем и этнографом Павлом Зарифуллиным беседовал корреспондент радио «Спутник» в Таджикистане Галим Фасхутдинов.

— Представители Московского Центра Льва Гумилева уже много лет занимаются сакральной географией. Они проводили экспедиции на Алтае, в Калмыкии, Якутии и Киргизии. И вот теперь в их фокусе Таджикистан. Эту территорию гумилевцы называют одним из очагов евразийской цивилизации. По итогам своего исследования ученые собираются составить карту исторических объектов. Здесь и старинные крепости, и мечети, и священные места, которые собирают туристов и паломников. Вот, что рассказал об инициативе директор Московского центра Гумилева, писатель и историк Павел Зарифуллин.

В Таджикистане законсервированы огромные пласты духа Евразии или Азии. Поэтому у нас огромный интерес к Таджикистану. Мои друзья ездили в Ягноб, делали там фотоэкспедицию. Мы планируем экспедицию на Памир. Вообще, я вижу, что здесь очень востребованы идеи Льва Николаевича Гумилева по общности исторической судьбы наших народов.

— Гумилевцы говорят, что материальные и экономические ценности являются проходящими. А вот сакральная география – вечна.

Мы описываем священные места, священные территории нашего пространства потому что совершенно уверен, что только на экономике, только на политических аспектах, мы никакой Евразийский Союз не построим. Мы должны поднять глубинные пласты, связанные с нашими предками, с сакральной географией нашего континента. Мы как евразийцы, как сторонники возвращения России на Восток считаем необходимым поднять, покрывало неизвестности в Таджикистане.

— Директор Центра Гумилева Павел Зарифуллин отмечает, что более 100 лет назад русские исследователи Василий Ошанин, Алексей Федченко, Николай Вавилов и Андрей Снесарев открыли для россиян таджиков, проводя экспедиции и составляя карты таджикской территории. Вслед за ними, в Таджикистан приехали русские учителя, врачи, инженеры и строители. Распад СССР привел к утрате многих связей. Теперь же по мнению Павла Зарифуллина может состояться второе возвращение России на Восток.

Чтобы русские сюда приехали – это многоаспектный момент. Он связан, как с экономикой, так и культурой. Я кстати, часто в Москве говорю, что если русские вернутся в Таджикистан, то таджиков не будет на улицах русских городов. Заработает экономика, все будет органично. Второй аспект – культура. Я вижу, что при огромных богатствах – исторических, культурных, природных – Таджикистан мало, кому известен. Люди приезжают сюда разве что дикарями, посмотреть, прикоснуться к Таджикистану. Сейчас очень благоприятный момент. В связи с санкциями дорога на Запад все больше закрывается и открываются возможности туризма на постсоветском пространстве. Мы готовы все это делать – популяризовывать маршруты и направления, но это необходимо делать на государственном уровне. Кстати, смена образа Таджикистана – это тоже должна быть государственная политика. В России надо больше проводить таджикских мероприятий, чтений, Дней Таджикистана в Москве, Санкт-Петербурге или Екатеринбурге. Это важно, деньги вернутся, люди поедут сюда – нет языкового барьера и цены не европейские. Это все необходимо делать. Ну и очень важный аспект, развитие и переориентация таджикского сельского хозяйства. Тоже сейчас очень благоприятный момент.

— Историк Павел Зарифуллин рассказал о планах Центра Гумилева в Таджикистане. Гумилевцы уже открыли в Душанбе свое представительство, запустили интернет-сайт tj.gumilev-center.ru, сплотили людей, которые по духу являются евразийцами. Они полагают, что продолжение этой работы позволит россиянам и таджикистанцам лучше узнать и понять друг друга.


.