Как записать этноритм перкуссионисту

антонио грамши дарбука

Проект «Белая Индия» представляет авторскую нотацию Антонио Грамши, известного музыканта и преподавателя  курсов по этническим барабанам для студентов МГУ им. Ломоносова.

Музыканты, занимающиеся этническими барабанами (ближневосточными, африканскими, латиноамериканскими и др.), предпочитают играть по слуху. Однако им нередко приходится выучивать сложные композиции, обмениваться опытом и преподавать. В этих случаях возникает необходимость как-то фиксировать музыкальный материал. Обычная нотация часто оказывается непригодной, так как многие перкуссионисты лишены классического музыкального образования. Она также неудобна для быстрого обмена информацией, например, по интернету. Ниже мы опишем некоторые альтернативные способы записи ритмов — как хорошо известные, так и авторские, разработанные и опробованные в этноперкуссионных школах Ethnobeat, Channeling и UniverDrums, где довелось работать автору. Кроме того, эти способы записи опробованы и в нескольких общеобразовательных школах на уроках музыки. Как показал многолетний педагогический опыт автора, дети воспринимают их гораздо лучше, чем классическую нотацию.

 

ПОЗИЦИОННАЯ НОТАЦИЯ

В большинстве школ этнической перкуссии принята так называемая позиционная нотация. Ритм, записанный в позиционном виде, представляет собой последовательность букв и прочерков. Буква соответствует определенному удару, прочерк означает паузу. Каждая буква или прочерк занимает ровно один разряд, или позицию (отсюда название системы нотации), которая соответствует единице дискретного времени, а точнее — минимальной длительности, используемой в данном ритме, например, восьмой, шестнадцатой, тридцать второй и т. д. Для обозначений ударов используются буквы латинского алфавита. Ниже мы приведем список обозначений основных ударов для одного из самых популярных этнических барабанов – дарбуки.

D – акцентированный низкий открытый удар правой рукой (Dun)

d — он же, но не акцентированный

T – акцентированный высокий открытый удар правой рукой (Tek)

t – он же, но не акцентированный

K – акцентированный высокий открытый удар левой рукой (Ke), симметричный аналог T

k – он же, но не акцентированный

B – акцентированный закрытый удар-хлопок правой рукой (Bek)

— (прочерк) – пауза

Записанный ритм удобно ограничивать тактовыми чертами, чтобы отделить его от остального текста (таким же способом можно отделять такты и в записи композиций).

Приведем пример: |d — — — T — k — d — — — T k t k|.

Это запись традиционного арабского ритма Муноджот.

Иногда поверх основной записи ритмического рисунка ставится счетная линейка, в которой числами обозначены номера основных долей, а чередующимися знаками плюс и минус — мелкие доли. Для вышеприведенной записи Муноджота такая запись выглядит следующим образом:

1 + 2 + 3 + 4 +
D T k d T k t k

 

Счетную линейку можно совместить с записью самого ритма. При этом чтение ритмического рисунка значительно облегчается благодаря чередованию нечетных (приходящихся на сильные доли) и четных разрядов. Запишем таким способом Муноджот: |d — + — T — k — d — + — T k t k|.

Позиционная нотация наглядна и удобна для начального обучения, но практически непригодна для записи сложных ритмов, в которых длинные паузы сменяются сериями из быстрых ударов, потому что при этом возникают длинные цепочки из прочерков, сильно затрудняющие восприятие структуры ритма. Вот, например, как выглядит типичная вариация с короткими дробями, характерная для арабских ритмических композиций в обычной позиционной записи:

|t k t k T — — — — — — — — — — — — — — — — — — — t k t k T — — — t k t k T — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -|.

Разумеется, прочесть такую запись, особенно ученику, представляется весьма затруднительной задачей. Чередующиеся плюсы и черточки несколько облегчают чтение ритма, но не сильно:

|t k t k T — + — + — + — + — + — + — + — + — + — t k t k T — + — t k t k T — + — + — + — + — + — + — + — + — + — + — + — + — + -|

Попробуем ограничить группы из четырех разрядов косыми черточками. В результате получим следующую, более удобную запись:

|t k t k\T — + -\+ — + -\+ — + -\+ — + -\+ — + -\t k t k\T — + -\t k t k\T — + -\+ — + -\+ — + -\+ — + -\+ — + -\+ — + -\+ — + -|.

Вместо косых черточек можно использовать и точки, но они хуже различаются при чтении:

|t k t k.T — + -.+ — + -.+ — + -.+ — + -.+ — + -.t k t k.T — + -.t k t k.T — + -.+ — + -.+ — + -.+ — + -.+ -+ -.+ — + -.+ — + -|.

Для дальнейшего упрощения записи можно заменять паузы, длящиеся четыре разряда, длинными нижними подчеркиваниями:

|tktk.T-+-.____.____.tktk.T-+-.tktk.T-+-.____.____.____|

Список усовершенствований позиционной записи, позволяющих сделать запись ритмов еще более компактной, постоянно пополняется новыми приемами. Больших успехов в этом направлении добился мой коллега, педагог школы Channeling Сергей Кузнецов.

 

МОДУЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

Принципиально новый подход в деле усовершенствования ритмической нотации был предпринят автором, который на основе древнеарабской системы записи ритмов разработал так называемую модульную нотацию. Она позволяет компактно записывать ритмы любой сложности, причем — когда это нужно — с подробным указанием аппликатуры. Модульная система записи является, в своем роде, промежуточной между позиционной нотацией и классической. Описание этой системы лучше всего начать с примера. Рассмотрим снова ритм Муноджот:

|d — + — T — k — d — + — T k t k|. Разобьем его на четыре фрагмента, каждый из которых состоит из четырех разрядов (шестнадцатых):

|d — + -|T — k -|d- + -|T k t k|. Теперь будем рассматривать каждый фрагмент как самостоятельный ритм. Очевидно, что при этом почти все фрагменты можно «сжать» без потери информации, поскольку мы знаем, что они имеют одно и то же количество разрядов, в данном случае четыре: |d — — -| можно превратить в |d|, сжав фрагмент в четыре раза, |T-k-| можно превратить в |Tk|, сжав фрагмент в два раза. Фрагмент |tktk| останется без изменений. В результате получим следующую запись: |d|Tk|d|Tktk|. Теперь перепишем наш ритм, отделяя полученные фрагменты точками: |d.Tk.d.Tktk|. Это и будет модульной записью Муноджота, в данном случае линейной модульной записью. При этом ритм разбивается на равные по длительности фрагменты — модули. Каждый модуль играется медленнее относительно неизменяемого модуля (в нашем случае это |Tktk|) в то число раз, в которое мы сжимали соответствующий фрагмент. В данном случае первый модуль играется в четыре раза медленнее, второй — в два раза медленнее, третий – опять в четыре раза медленнее, последний – неизменяемый модуль — играется в прежнем темпе. Читатель, знакомый с теорией музыки, наверняка заметит аналогию с классической нотацией: первый фрагмент соответствует одной четверти, второй – двум восьмым, третий – опять одной четверти, а последний – четырем шестнадцатым.

В конспектах уроков, которые выдаются ученикам по дарбуке, вместо линейных модулей, ограниченных точками, автор использует столбики, которые считываются сверху вниз (таким образом, отпадает необходимость в использовании точек). Такой способ записи, который мы назовем матричной модульной записью, очень нагляден: столбик, высота которого обычно ограничена четырьмя разрядами, воспринимается как одно целое; ученик видит структуру ритмического рисунка, можно сказать, в двух измерениях. Вот как, например, выглядит ритм Муноджот, записанный таким способом:

d T d T
k k
t
k

 

Разделим Муноджот не на четыре, а на 8 фрагментов: |d — |+ -|T — |k -|d- |+ -|T k| t k|. Применяя описанную выше процедуру к двухразрядным фрагментам, мы можем получить растянутый вариант модульной записи этого ритма:

d T k d T t
k k

 

Рассмотрим более сложный пример — среднеазиатский ритм Байрам:

|t — k — t — k — t — k — d — + — t — k — t — k — d — + — d — + — t k t k T — + — t k t k d — + — T — + — + — k — d — + — d — + -|.

Разобьем его на 16 равных частей:

|t -k-|t-k-|t-k-|d-+-|t-k-|t-k-|d-+-|d-+-|tktk|T-+-|tktk|d-+-|T-+-|+-k-|d-+-|d-+-|. Теперь перепишем Байрам в линейной модульной нотации:

|tk.tk.tk.d.tk.tk.d.d.tktk.T.tktk.d.T.-k.d.d|

и в матричной:

t t t d t t d d t T t d T d d
k k k k k k k k
t t
k k

 

Заменим в целях упрощения записи столбики из четырех символов |tktk| знаками тильды |:

t t t d t t d d ~ T ~ d T d d
k k k k k k

 

Теперь рассмотрим характерный испанский ритм арабского происхождения Болеро: |d — — k t k t — — k t k d — — t — — | d — — k t k t — — k t k t k t k t k|.

Разобьем этот ритм на 12 трехразрядных фрагментов, поскольку мы знаем, что он имеет триольную структуру. Получим: |d — — |k t k |t — — |k t k| d — — |t — — |d — — |k t k |t — — |k t k |t k t| k t k|

Теперь ритм несложно записать в линейном модульном виде:

|d.ktk.t.ktk.d.t|d.ktk.t.ktk.tkt.ktk|.

В матричной записи он будет выглядеть следующим образом:

d k t k d t d k t k t k
t t t t k t
k k k k t k

 

 

В случае простых ритмов использование модульной нотации не дает заметного преимущества над позиционной. Вот наглядный пример.

Арабский ритм Максум в позиционной записи:

|d b — b d — b -|

Он же в матричной модульной записи:

d d b
b b

 

 

 

В ближневосточной ритмике (да и не только в ней) часто встречаются повторяющиеся, характерные ритмические фигуры, для которых можно придумать дополнительные специальные обозначения, которые позволяют еще больше упростить запись. Наиболее часто встречающиеся фигуры — серии из быстрых высоких ударов (tktk…). Если на один разряд-долю приходится серия из двух таких ударов, то ее можно заменить числом 2, серию из трех ударов — числом 3 и т. д.

Например, рассмотренный выше ритм Байрам с учетом таких сокращений можно было бы записать следующим образом:

2 2 2 d 2 2 d d 4 T 4 d T d d
k

 

А вот как будет выглядеть ритм Болеро:

d 3 t 3 d t d 3 t 3 3 3

 

Правда, в такой записи невозможно зафиксировать аппликатуру, но это и не всегда нужно делать, так как она легко «вычисляется» (в большинстве случаев соблюдается правило чередования рук). Если же аппликатура принципиальна (например, при использовании парадидлов или других необычных комбинаций в последовательности рук), то лучше использовать полную запись.

Иногда серии из быстрых высоких ударов нужно равномерно распределить не только на один разряд, но и на два-три разряда. Такие ритмические фигуры часто встречается в латиноамериканской и современной ритмике. Рассмотрим, например, ритм:

|d-+-+-+-k-+-+-+-t-+-+-+-d-+k+-t-+k+-d-+k+-t-+k+-|.

Здесь в первой половине такта равномерно распределены три удара, во второй половине — восемь. В матричной модульной записи этот ритм будет выглядеть так:

d d d
t k k
k t t
k k

Если использовать знак равенства “=”, то этот ритм можно записать более компактно:

d = d d
k k k
t t t
k k

 

Знак равенства означает, что последовательность ударов |dkt| равномерно распределена на 2 разряда.

Вернемся к рассмотренной выше арабской вариации с дробями:

|tktkT-+-+-+-+-+-+-+-+-+-tktkT-+-tktkT-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-+-|. Разобьем ее на 8 фрагментов:

|tktkT-+-|+-+-+-+-|+-+-+-+-|tktkT-+-|tktkT-+-|+-+-+-+-|+-+-+-+-|+-+-+-+-|.

Теперь запишем вариацию в линейном модульном виде, используя тактовые черты вместо точек:

|tktkT-+-|-|-|tktkT-+-|tktkT-+-|-|-|-|. Модуль |tktkT-+-| разделим, в свою очередь, на две части: |tktk| и |T-+-|. В результате он разобьется на два новых модуля, уже второго порядка: |tktk.T|. Теперь вся вариация сильно упростится:

|tktk.T|-|-|tktk.T|tktk.T|-|-|-|. Если мы теперь вместо группировки |tktk| используем знак тильды, то в результате получим очень компактную и наглядную запись:

|~T|-|-|~T|~T|-|-|-|, или в матричном виде:

~ ~ ~
T T T

 

 

Если вместо знака тильды мы используем число 4, то получим следующую запись:

4 4 4
T T T

 

 

В очень быстрых темпах арабские дроби становятся триольными:

|3T|-|-|3T|3T|-|-|-|, или в матричном виде:

3 3 3
T T T

 

 

Если в серии из быстрых ударов хотя бы один акцентированный, то ее нельзя обозначать числом. Рассмотрим ритм Чифтетели:

|d — t k t — T — t k d — t — t k d — + — d — + — T k t k t — + -|. В матричной записи этот ритм будет выглядеть так:

d t t T t d t t d d T t t
k k k k k

 

 

 

Используя число 2 для обозначения столбца |tk|, запись можно упростить:

d 2 t T 2 d t 2 d d T 2 t
k

 

 

Здесь группировку |Tk| нельзя заменять числом 2, т. к. она начинается с акцентированного удара.

Рассмотрим еще один способ сокращения записи. Допустим, дан ритм

 

d T
t
k

 

Чтобы избавиться от слишком высокого столбика, можно распределить его на два разряда второго порядка, ограничив их от остальных разрядов (первого порядка) “крышей” – верхней горизонтальной линией и двумя боковыми черточками . Получим следующую запись:

d T T
k

 

 

Два разряда второго порядка в совокупности образуют один обычный разряд, поэтому содержащиеся в них паузы и удары исполняются в два раза быстрее. Можно еще больше сократить запись, заменяя группировку |tk| на число 2. Получим:

d 2 T

 

 

Можно разработать систему обозначений для разрядов третьего и более высоких порядков, но мы этого делать не будем, поскольку реальная необходимость в их использовании возникает редко.

Преимущество модульной записи наиболее заметно, когда в одном ритме встречается деление крупных долей на различное число мелких, причем эти числа взаимно просты. Рассмотрим, например, ритм на 2/4, в котором первая доля делится на 4 удара, а вторая — на 5 (квинтоль). Поскольку 4 и 5 — взаимно простые числа, то в позиционной записи ритма будет 2х4х5=20 разрядов:

|x—-x—-x—-x—-x—x—x—x—x—| (x – удары, в данном случае неважно какие). В линейной модульной записи ритм запишется предельно просто: |xxxx.xxxxx|.

Модульная нотация — занимательный интеллектуальный конструктор. Построение компактной записи каждого отдельного ритма может осуществляться разными способами, причем каждый способ подчеркивает какую-то определенную особенность данного ритма. В этом состоит мощь и одновременно пластичность этого способа записи.

                                      

                                 ЗАПИСЬ УКРАШЕНИЙ

Самое распространенное украшение, или мелизм, в восточной ритмике – это форшлаг, серия быстрых, обычно высоких ударов, предваряющих основной удар. Форшлаг является лишь украшением, он не входит в структуру ритма. Количество ударов в нем может быть разным — 2, 3, 4 и больше. Он может быть растянутым или, наоборот, очень быстрым — согласно стилю и предпочтениям исполнителя. Форшлаг может быть и одиночным, состоящим из одного быстрого удара. Для обозначения одиночного форшлага используется знак апострофа, который ставится перед обозначением основного удара. Например, фигура |tktk| с предварительным одиночным форшлагом записывается так: |’tktk|. Иногда одиночный форшлаг вместе с последующим ударом обозначается латинской буквой f (от английского “flame”).

Если форшлаг состоит из нескольких ударов (на дарбуке они выполняются, как правило, пальцами левой руки), то перед основным ударом пишутся два апострофа, и такой форшлаг называется роллом. Например, линейная модульная запись Муноджота с роллами будет выглядить так: |d.»Tk.d.»Tktk|. Вместо использования двойного апострофа можно подчеркивать обозначение удара, предваряемого роллом. Например, вышеприведенный Муноджот с роллами можно записать так: |d.Tk.d.Tktk|, или в матричном виде:

 

d T d T
k k
t
k

 

Антонио Грамши.