Звериный стиль Ивана-царевича был продемонстрирован публике

О лекториуме «Белой индии», который состоялся в музее Востока.

Возвращение в Эдем

Отметим ещё одну (онтологическую) грань «звериного стиля». Согласно изначальному скифскому мировоззрению – звери – это боги…
Провалится в собственное «звериное» бессознательное, чтобы найти на его дне голубой цветок…
Так начал лекцию о «зверином стиле» писатель и этнограф Павел Зарифуллин.
Так в Музее Востока на Никитском бульваре началась презентация книги этого интереснейшего автора. Книги с разрезающим мир названием:
«Звериный стиль Ивана-Царевича»…

И всё это под восточническую музыку “Евразийского дуэта” Антонио Грамши и Оксаны Дакиновой, которые играют на бубнах, барабанах, домбрах и бьют по калмыцким гуслям особыми мягкими палками…

О, да! Звери – боги, Звери – дольнее воплощение горнего! Азбука и прозрения скифского «звериного стиля» есть прикосновение к Божественному через Звериное. Есть популярная этнографическая идея о том, как появились в этом мире домашние животные: кони, собаки, овцы, попугаи.
«Во время оно» доисторические охотники, убивая матёрых зверей, дарили их детёнышей своим детям. Так завязывалась странная, непредусмотренная охотничьим бытием, дружба. Детское братство детей и зверей. Малыши вырастали вместе и больше не расставались. Так родилось скотоводство и ветхозаветное кочевание со стадами и псами.
Звериный стиль – это страна детских игр. Мальчиков и девочек, котят, кутят и барашек. Когда и хищник и агнец счастливо существуют вместе. И попасть Туда, «Домой!», можно лишь одев звериные маски, напившись львиного молока, правильно назвав собственные тотемические имена на «птичьем языке». Укачав Мишку и Ослика на кроватке.
Звериный стиль – это наше Возвращение в Эдем.

Ремикс Апулея

Подобными поэтическими прозрениями Павел Зарифуллин очаровал и фасцинировал зал. Но после прочтения книги появилось ощущение, что многие вещи Павел оставил за кадром. Книга очень многоплановая, многоуровневая.
Ведь провал человека в «Звериное» это и гигантская личная трагедия: героя, автора, читателя или даже народа. Герой зарифуллинской «поэмы в прозе» Иван-царевич проваливается во тьму, пристаёт к тотемической стае, одевается в волью шкуру и птичьи перья, путешествует по мирам покойников.
В итоге герой (вполне себе авторское «альтер эго») погибает, истончается По-ту-сторону Света, не может выбраться из лабиринта, из потока психотравм и бесконечных своих экзистенциальных поисков.
Тогда на помощь Ивану-царевичу приходит сказочная Царевна-краса, водой молодильной его омывает, косами из подвала вынимает. Рассказ о Золотой бабе-спасительнице словно бы воспроизводит сюжет «Метаморфоз» Апулея. Когда, обращённый в ослиную шкуру, герой возвращается в человеческий облик богиней Любви.
Потому в книге, в рассказах Зарифуллина кипит жизнь. И не только воспеваемой им Скифии или русской сказки. В книге живёт аллюзия, намёк, дуновение Античности. Наполненной божественной красотой, подвигами, магией, триумфом этики и эстетики.

О сходных темах повествовали и друзья Зарифуллина по лекториуму «Белая индия»: путешественник Олег Шишкин и афганский посол Гулам Сахи Гайрат.
Рассказ Шишкина состоял из бесконечного, как дорога, потока слайдов, иллюстрировавшего путешествия Олега по Великой Степи, развалинам столицы Чингисхана Хар-Харин, волшебных (там даже свет земли особый – синий) монгольских озёр, среди детей, зверей и странных людей. Фотографии Шишкина добрые, счастливые и родные. Они радуют и веселят зал.

монголия монголия монголия монголияreceived_10207250076841583

received_10207250076121565 received_10207250072161466 received_10207250076281569 received_10207250075481549

received_10207250075401547 received_10207250076561576 received_10207250075281544

Детектив в «Зверином стиле»

Гулам Сахи Гайрат (надо понимать, ради презентации приехавший к своему другу Зарифуллину специально из Кабула) поведал ещё об одной «звериной» и античной находке. О знаменитом «Золоте Бактрии», история приключений которого напоминает добротный детектив.
«Золото Бактрии» — золотые предметы, найденные в 1978 г. в Афганистане, в городище Тилля-тепе, при раскопках кушанских царских захоронений I века до н. э.
Раскопки производила советско-афганская археологическая экспедиция под руководством Виктора Сарианиди. В каждом из шести захоронений обнаружили около трех тысяч золотых изделий. Всего было найдено около 20 тыс. золотых предметов — золотые украшения, золотое оружие в «зверином стиле». Найденные золотые изделия были помещены в Кабульский Национальный музей.
В 1989 г. в связи с кризисной ситуацией в стране по распоряжению президента ДРА Мохаммада Наджибуллы золотые изделия были перемещены в хранилище Центрального Банка Афганистана. После свержения Наджибуллы в 1992 г. ключи от хранилища находились у пяти человек, пяти афганских джентльменов из старинных семей, одним из которых был директор Национального музея Омар Хан Массуди. Для открытия хранилища требовались все пять ключей одновременно. Их хранители договорились, что если кто-то из них умрёт, то ключ перейдет к старшему ребёнку этого человека. Захватившие Кабул в 1996 г. талибы пытались получить у хранителей сведения о местонахождении сокровища, но, несмотря на угрозы, им этого не удалось.
В 2003 г. о местонахождении бактрийского золота было официально сообщено. С декабря 2006 по апрель 2007 г. коллекция выставлялась в Париже под названием «Афганистан, заново открытые сокровища». В самом же Афганистане по соображениям безопасности коллекция никогда не демонстрировалась!
золото бактрии

золото бактрии

золото бактрии

золото бактрии

золото бактрии

золото бактрии

A pair of pendants showing the "Dragon Master" Tillya Tepe, Tomb II 1st century A.D. Gold, turquoise, garnet, lapis lazuli, carnelian, pearls 12.5 x 6.5 cm National Museum of Afghanistan Thierry Ollivier
A pair of pendants showing the «Dragon Master»
Tillya Tepe, Tomb II
1st century A.D.
Gold, turquoise, garnet, lapis lazuli, carnelian, pearls
12.5 x 6.5 cm
National Museum of Afghanistan
Thierry Ollivier

Только Восток

Шедевры «звериного стиля» продолжают волновать наших современников, вокруг них крутятся водовороты войн, интриг, новоявленной мифологии.
С этой точки зрения, книги и идеи Павла Зарифуллина, смотрятся и как проживаемый на наших глазах кино-роман, как духовное знание на стыке политики и философии, где-то между интуициями Рериха и озарениями сибирских шаманов.
Пожелаем нашим друзьям из «Белой индии» и музея Востока дальнейших творческих удач, ну а Зарифуллину – новых книг. Они настолько необычны, оригинальны, метафоричны и роскошны, что в нашу худую эпоху внушают людям радость и энтузиазм.
Наш автор утверждает, что Восток – это ключ от русской судьбы!

Тогда – только Восток и Звериный стиль!

12304404_10153401053102737_1993825582865104079_o 12308009_10153401053117737_1433244946698920579_o Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича Звериный стиль Ивана-царевича.