Страна тысячи городов

Выступление общественного и политического деятеля Афганистана Гулама Сахи Гайрата на презентации книги Павла Зарифуллина «Звериный стиль Ивана-царевича»

Мне хочется вам кое- что рассказать. У меня был друг, ныне покойный Владимир Данковский. Он один из лучших, кто написал много книг об Афганистане. У нас часто были с ним долгие разговоры. Как то однажды он мне сказал, что русско-афганские отношения начались ещё при Иване III. В 15 веке русское посольство отправилось в долгое путешествие и прибыло в город Герат. Герат был тогда столицей огромной, обширной империи Тимуридов. И как раз Шахрух, один из великих императоров этой династии, превратил Герат в своеобразный мировой центр. С тех далёких времён русско-афганские отношения постоянно развивались.

Ещё в середине 19 века эмир Дост Мухаммад-хан отправил письмо Российскому царю, прося у него помощи и поддержки, потому что тогда началась кампания против Афганистана, началась первая известная афгано–британская война. И его сын также имел очень большие симпатии к российскому трону и посольству России в Афганистане. Об этом написана великолепная книга врачом русской миссии И.Л. Яворским. Она была издана в России и переведена на другие языки. Это книга «Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878—1879 гг. Из дневника члена посольства, д-ра И. Л. Яворского, действительного члена Императорского Русского географического общества» — хорошая, интересная книга. В этой книге написано так открыто и красиво, что любой читатель, и русский и не русский, когда читает, видит такой ясный, честный образ хорошего человека. Он пишет всё детально, пишет о растениях, о топографии, о людях. И эмир Афганистана или король Афганистана Шир-Али-Хан с огромным доверием относился к нему. Тогда они договорились, что он приедет в Ташкент, царь поддержит его в борьбе против англичан. И они приехали в Мазари-Шариф, центр огромной исторической провинции Балх. Вот когда они приехали, эмир заболел и прямо на руках этого русского врача умер. Сейчас его мавзолей в Балхе около мавзолея четвёртого халифа Али ибн Абу Талиба, очень известное место.

sheralikhan

Ну, и после этого отношения между нашими странами развивались. Я не хочу об этом подробно говорить, а хочу заметить один очень важный момент. Россия сыграла огромную роль в подготовке афганских кадров. У нас тысячи афганцев учились в Советском Союзе, я сам учился в России, окончил Московский архитектурный институт. Я благодарен моим преподавателям, профессорам за то, что я учился не только архитектуре, но русской культуре, литературе, которые стали частью моей жизни, моей совести. Поэтому я до сих пор живу этим воздухом, это дало мне обширные знания людей и условий. Тогда и сейчас Московский архитектурный институт был элитным центром образования. Мои преподаватели и мои друзья все они были замечательными.

Я расскажу вам один эпизод, это удивительно интересно. Я учился семь лет в Москве. И один из моих очень близких друзей, он и сейчас живёт в Москве, хороший архитектор Валерий Кочетов, как то приехал в Кабул и стал главным архитектором кабульского муниципалитета. А я возглавлял другой проектный институт. Как то вечером сидели, я ему сказал: «Валерий»,- я жил с ним в одной комнате, — «я семь лет учился в Москве, но не научился ругаться по-русски». Он ответил, что это, потому что я жил с ним в одной комнате, а он в то время был коммунистом, читал Илью Эренбурга, «Доктора Живаго», Хемингуэя. Мы жили в одной комнате, семь человек и у нас такого жаргона не было. Мы знали и современную литературу, и классическую литературу. Вот действительно, что- то чистое, светлое у меня осталось до сих пор в моей памяти.

Это было почти сорок лет назад, когда однажды вечером я ходил по Москве, и у станции метро купил газету «Вечерняя Москва». Я был поражён, на первой полосе увидев заголовок «Страна тысячи городов». Когда я начал читать, я узнал, что это отчёт советской археологической экспедиции на севере Афганистана. Оказывается, они обнаружили города через каждые десять, пятнадцать километров в этом обширном регионе, и поэтому назвали этот регион «страной тысячи городов». Бактрийское золото было обнаружено именно здесь. Вот пять лет тому назад я был в этом месте, где было обнаружено это золото. Это по-афгански называется Тилля-тепе (перс. طلا تپه‎, «золотой холм»). Там ещё обнаружили не только золото, но и интересные исторические памятники — целые города, поселения, монеты.

золото бактрии3

А вот, что касается новой книги Павла Зарифуллина “Звериный стиль Ивана-царевича” — я хочу его поздравить. Это очень динамичный характер. Я иногда удивляюсь, как он успевает так много сделать. Если человек, допустим, пишет — он пишет, или занимается только общественной деятельностью. А он соединяет всё и общественную деятельность, и научную работу. В его мыслях, мне кажется, есть какая-то звериная в хорошем смысле слова, такая небесная энергия, такая динамика, как будто он пытается охватить весь земной шар и чуть дальше. Сегодня я получил у него такой огромный заряд энергии. Я для себя обнаружил, что жизнь — это есть что- то между легендой и реальностью. Вот когда это всё играет в человеке, он может видеть в степях красоту, он видит, как Бог смеётся над этими степями своим ясным светом. Это действительно облагораживает человека, когда ты живёшь в таком состоянии, когда душа возвышается над этой реальностью, потому, что, мне кажется, эта реальность иногда человека делает маленьким, ничтожным.

Масштаб человеческого духа становится травоядным что ли. Вот не случайно у нас тоже, исторический факт, первое наше знамя — это был лев. И сегодня вы найдете много исторических памятников культуры с изображением льва. И, кроме того, это орёл. Он действительно сыграл огромную роль. И что-то есть схожее в культурах Монголии и Афганистана, но разница в том, что Афганистан это есть земля многих очень интересных древних цивилизаций, это факт. А с другой стороны это страна гор и степей, и различные звери и травоядные как бы тут живут вместе.

Вот в этом, мне кажется, динамика современной истории Афганистана, когда Афганистан с одной стороны стремится, и это реальность нашей жизни, быть близким другом России, и призывает Россию опять приехать в Афганистан завершить те проекты, которые они начали там строить. Во всяком случае, как я уже сказал, у нас огромное количество наших специалистов, которые учились либо здесь в Советском Союзе, либо они проходили обучение в Кабульском политехническом институте. Тысячи, тысячи студентов. К сожалению это не сохранено Россией, чтобы вновь начинать такое мощное движение подготовки национальных кадров. Но я надеюсь, что скоро у нас будет такая возможность. Я помню, мы часто участвовали в вечерах, которые организовывались в Доме культуры и науки Советского Союза в Кабуле. Всё это было разрушено, но теперь восстановили этот Дом, наверное, для того, чтобы, когда Зарифуллин будет возглавлять какую-то экспедицию, он приехал бы в этот Дом культуры и науки.

07-project-rossiyskogo-centra-nauki-i-kultury-v-kabule

И действительно нам необходимо как можно быстрее восстанавливать Общество дружбы России и Афганистана. Это очень важно. Я хочу честно и откровенно вам сказать, Афганистан строит сейчас совершенно открытое общество. Мы собираемся дружить со всеми. Наши сердца, наша земля и наше государство открыты. Никакой предвзятости у нас нет. Прошу вас, пожалуйста, приходите. Вы почувствуете тепло. Люди будут приветствовать вас. И мы будем очень рады, что это огромное, великое сердце России также приливало бы кровь в Афганистан, кровь дружбы и сотрудничества и постоянный какой-то человеческий обмен чувств. Поэтому я ещё раз хочу поздравить Павла с его замечательной книгой и пожелать, что когда он приедет в Афганистан и, я надеюсь, мы соберёмся там, и он напишет новую книгу, потому что он понимает не только Евразию и геополитику, как человек всесторонне образованный. И, я очень надеюсь, он обнаружит что-то такое новое, что Афганистан станет снова пупом земли с точки зрения геополитики.

Гулам Сахи Гайрат

.