Нет ничего интересней на свете, чем общаться с художниками. Не оставляет меня ощущение, что эти мастера… Нет, даже точнее Мастера (как в романе М.А. Булгакова) создают руками те произведения которые не горят.
Мало того, в своих работах они отражают тот тонкий мир, который мы не видим, а они видят, чувствуют, знают что они есть.
Они являются пророками, переводчиками с тонкого языка на наш обыденный. Они живут не очень земной жизнью. Их, зачастую, не сильно интересуют материальные ценности. Могут не есть и не пить. НЕ МОГУТ НЕ ТВОРИТЬ. Не могу не процитировать Пушкина А.С., потому что про них:
«Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими, как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы…
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье…»
Все это про них. Про замечательного, талантливого художника Юрия Вайса (какая удача, что я его нашла в Мосвке (спасибо маэстро Азаму Атаханову)!
В его работах про советский реализм вдруг возникают древнееврейские, древнеассирийские мотивы! Похороны вождя — превращаются в похороны фараона.
Юрий Вайс. «Погребение», холст, масло
Его Пророк — это Заратуштра, или, иной его вариант — адепт древей мудрости, уже сам наполовину превратившийся в Змия.
Его ветераны — бронзовеют подобно памятникам в старом парке, а сам старый парк — суть неостоявшейся утопии. Пьедестал в виде зиккурата — и никого наверху. Богу не нужны изображения.
Юрий Вайс. «Ветераны», триптих, центральная часть
Сам Юрий Прокопьевич видит в абстрактых фигурах проступающие формы ветхозаветных пророков. Его перекати-поле — эмоционално возвращает нас к всадникам апокалипсиса его этнического соотечественника Альбрехта Дюрера.
Мистической изюминой явилось преинтересное обстоятельство: в мастерской художника наши цифовые камеры — телефоны отказались работать и снимали странное фиолетовое свечение (если будет много желающих узнать — выложу фотографии).
А пока — обещаю. Буду показывать и выставлять и поддерживать.
Они — иные. Мы должны их беречь.
Юлия Вербицкая.