Корона
Согласно расхожей народной версии этноним «таджик» происходит от تاج [tɔːd͡ʒ] «корона» (арабизир. от пехлевийского tāg).
Это слово обозначает «увенчанный», «коронованный». И оно имеет отношении не только к актуальной власти, но прежде всего — к власти духовной. «Корона» падишахов и императоров родилась из специальный инициатических и обрядовых знаков на голове. Индейские оперения, лавровые венки говорили о власти в «промежуточном мире» между дольним и горним, между богами и людьми.
Жизнь на Крыше мира и его окраинах самоей сакральной географией словно бы коронует, венчает проживающих в этой уникальной стране.
Этимология слова «сак» — «скиф» происходит от древнеиранского «олень». Коронуют, венчают оленя его рога, символизировавшие «солнце». Эти священные рога сохранились в русском языке в словах «соха», «сохатый» и «сук». Напоминают они об одном — о солнцеглавом и солнценосном человеке, достигшем высшего духовного просветления. Сверхлюди со звёздами и крыльями на черепах изображены на древних «писаницах» Евразии, на петроглифах Памира и парка Саймалуу-таш в Киргизии.
Ну а в свете изучаемого нами Таджикистана можно вспомнить всем знакомого человека-с-рогами, воплотившего свою политическую биографию в топос, в пространство, в этнический миф.
«Я сердце оставил в Фанских горах…»
Искандер, Зулькарнай, Александр Двурогий — носитель корон тысячи королевств — вот он наш сегодняшний герой. На Руси есть царское Плещеево озеро — Родина Александра Невского, место основания российского флота Петром Великим. В Таджикистане живёт озеро-брат, озеро-сестра — Искандеркуль — магическая обитель Двурогого. Озеро Искандеркуль по праву считается одним из самих красивых в бывшем СССР. Его название происходит от имени Александра Македонского, который во время знаменитого похода на Восток перевалив со своим войском через горные хребты, покорил сказочно богатую Бактрию – Страну Тысячи городов, Родину пророка Заратустры.
Добраться до него не так просто. По дороге у нас реально сгорел автобус.
Мы вышли и глядели в бездну ущелья на колор гор, одни цветом напоминали волчьи, а другие медвежьи шкуры. А снежные отроги были подобны овечьему руну, по снегам и льдам пробирались горные козлы. Студенты РТСУ из «Гумилёвского клуба» не унывали, оптимистично лазили по горам и виадукам, фотографировались и хором пели «Чунга-чанга — места лучше нет». Потом приехал другой автобус и подобрал нашу честную кампанию. Но дальше мы застряли холодном и залитом водой тоннеле, загазованном и уничтожающим чудовищным нойзом и стрекотанием строительной техники. Рабочие в повязках и противогазах по пояс в воде барахтались в кромешной тьме, машины, будто подземные слоны вонзали железные хоботы в незримые корни горы, источая сатанинский скрежет.
Чтобы не чокнуться мы жевали солёные шарики сыра. Они катались во рту, как ночные солнца в морских и планетарных глубинах.
Выход из туннеля был сродни второму рождению. Наверное духи ада искали нас. Но было поздно — мы шли в полях…
И смотрели с небесных круч, затаив дыхание, на райское озеро.
Искандеркуль стал чудесным украшением, туристской жемчужиной Фанских гор, этого обособленного района между Гиссарским и Зеравшанским хребтами. А Фанские горы уже давно по праву оценили все, кто здесь побывал. Например поэт Визбор грезил чудесным краем: «Я сердце оставил в Фанских горах…»
Я сердце оставил в Фанских горах
Теперь бессердечный хожу по равнинам
И в тихих беседах и в шумных пирах
Я молча мечтаю о синих вершинах
Искандеркуль – жемчужина Сакральной географии Таджикистана и древней Бактрии.
Хребты Фанских гор венчают одиннадцать пятитысячников, над которыми возвышается величественная Чимтарга. Стоит перевалить из одного ущелья в другое, как сразу попадаешь в другой мир. Совсем иной цвет воды и скал. Большую часть года здесь безоблачно и жарко, а в долинах ночами по-сибирски прохладно.
Место Силы
В озеро Искандеркуль впадают реки Сарытаг, Хазормеч, а также мелкие горные ручьи. Из озера вытекает река — Искандердарья, которая через 30 километров впадает в реку Фан-Дарья, а та — в одну из крупнейших рек Средней Азии — в золотоносный Зеравшан.
Недалеко от озера, на реке Искандердарья, расположен крупный водопад, называемый «Фанская Ниагара». Водоскат располагается в узком ущелье, высота падения потока составляет 56 метра.
Водопад на реке Искандар-Дарья в Фанских горах Таджикистана – это место духа и место поэзии. С немыслимым грохотом река Александра падает с круч! Над бриллиантовым дымом потока находится особый «капитанский мостик» из стали. Для усиления ощущения единения с Природой и для щекотания нервов.
Слушая грохот ликующей влаги, синхронизируя ритмы сердца с метрономом аквааэробического сальто, легко понять гений Николая Гумилёва, который писал:
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Такие места издревле были местами силы и местами инициации – своего рода «крещения», преображения молодых людей.
Мы «посвещали» здесь юных таджикских парней и девчат, участников Евразийского Этнолагеря – в Новые Скифы!
«Посвящение» было дружеский и демократичным, как и сам лагерь. Рассказывали о единстве народов Евразии, о наших общих победах и общей исторической судьбе. И о происхождении многих славянских, тюркских и иранских племён от солнечных скифов. В далёкое ещё «время оно».
Мы вспоминали о господствовавшем у скифов «зверином стиле». Это были изображения охоты хищников и травоядных: орлов, грифонов, волков, львов на оленей, лошадей, горных козлов, куланов. В скифском «зверином стиле» скрыты основные особенности нашего мира: вечное обновление, война и любовь, терзание и новое возрождение. Травоядные символизировали солнце, а хищники тьму. Тьма поедает свет, а после вновь рождает его заново.
Хищники и Травоядные
Для проведение этнотренинга мы предложили студентам разбиться на две команды – хищников и травоядных. «Хищники» получили жёлтые майки со скифским колесничим, а «травоядные» – бирюзовые, цвета неба.
Одев майку, ребята символически одевали шкуру своего нового тотема, знак одной из команд. И командообразование произошло немедленно. «Хищники» смешно рычали, а «травоядные» бодались. Всё это сопровождалось весёлыми шутками, взаимным добродушным «подначиванием».
На всех дальнейших этнотренингах молодые люди отлично разделились «по мастям», каждая команда держалась вместе.
Битва
Ни одна «масть» не хотела уступать другой. После нескольких этнотренингов наступил финал. На площадке возле озера Искандеркуль каждый нарисовал свой тотем: кто волка, кто орла, а кто – Большого слона. Все картины были презентованы публике ко всеобщей радости. После команды собрали из листов-«тотемов» «острова». На каждом «острове» уместилась своя «масть».
Ведущий по мере ужесточения требований соревнования постепенно выдирал из-под команд по одному листу с рисунком.
В результате команды стояли, каждая на одном-единственном листе формата А4. Два парня на одной ноге держали несколько парней и девчат, будто деревья. А символически всех держал тотем. Минута, другая, напряжение росло, ни кто не хотел сдаваться! Все держались за свой тотем и свою команду!
В результате ведущий объявил, что по старинному интернациональному обычаю «Победила Дружба!». И объяснил истинное значение «Звериного Стиля»: он означает Любовь и Единение противоположностей в Природе и в человеческой жизни.
«Хищники» и «Травоядные» пожали друг другу руки и обнялись.
Но от прикосновения к древним тотемам и символам, к братству новых команд коллектив наполнился энергией и взаимной симпатией. Теперь все «Новые Скифы» Таджикистана отлично знают, что такое Евразийство и Дружба Народов. «Полевые» занятия это объясняют нисколько не хуже, а возможно и гораздо лучше лекций и семинаров в залах, салонах и кабинетах.
Этнопсихология
Важнейший этнопсихологический тренинг прошёл у подножия «Сердечных гор» у «Озера Александра».
Тренинг касался вопросов идентичности, межэтнических отношений и стереотипов.
Лагерь был подлинно интернациональным – среди его участников – русские, поморы, осетины, таджики, памирские горцы.
Все участники по очереди одевались шкуру других этносов: становились то русскими, то таджиками, узбеками, киргизами (эти народы наиболее активны в регионе).
И начинали судить о других и о самих себе с «другой колокольни». Всё сопровождалось шутками-прибаутками. Таджики изображали русских, потом судили о самих себе с точки зрения узбеков, русские показывали «как скачут по горам – по долам киргизы», а «одевшись киргизами» “чистили” русских за чванство и «великодержавный шовинизм».
Результаты оказались поразительными. Выяснилось, что большинство «веских мнений» народов друг о друге – не более чем обывательские штампы. Мещане всех этносов без исключения именуют представителей иных народов и культур: «грязными», «нечистоплотными», «пьяницами и наркоманами», «отпетыми мошенниками» и т.д. Зачастую, таким образом обывательские грехи, комплексы перебрасываются на других. Так и рождаются национализмы всех мастей.
Евразийская этнопсихология учит преодолевать эти избитые клише. Все этносы – абсолютная ценность. Отрицательные и положительные черты в народах, как и в людях примерно одинаковы. Потому все штампы об этносах решено было предать огню, что и было с удовольствием сделано.
Дружба Народов
Негативные штампы и стереотипы зачастую связаны с подсознательным, а позитивные – с наблюдением и с рациональными выводами. «Трудолюбие», «гостеприимство» и «открытость» кочевали при определении достоинств всех народов без исключения.
Лев Николаевич Гумилёв учил нас, что народы бывшего СССР, Евразии связаны «общей исторической судьбой». Позитивные образы Братства, Дружбы Народов и Великой Победы, Общего происхождения от златоносных Скифских племён объединяют нас по сию пору. И это не отстранённые символы, но явленные – понятные и пожилому осетинскому альпинисту, и русскому преподавателю, и таджикской первокурснице.
Позитивные образы нашей Дружбы и Единения сегодня снова в чести.
И понятие Дружбы Народов это более не абстрактное словосочетание.
В Таджикистане Орден Дружбы именуется «Дусти». Так мы вспоминаем о духовном персидском понятии «Дустан и Худа» – Друзья Бога.
Священное значение Дружбы, «Дружбы Народов» отсылает нас к миру сакрального, к божественной энергии, к симфонии народов нарождающегося Евразийского Союза.
Конь Агни
Именно здесь основные и осевые начала нашей цивилизации обретают новое дыхание.
Наши молодые активисты запускают новый виток спирали Движения Новых Скифов и Евразийской Дружбы Народов.
Легенды рассказывают о гибели в Искандеркуле любимого коня македонского полководца – Буцефала. Якобы дух великого победоносного скакуна поныне живёт и бередит хрустальное озеро изнутри.
Эта легенда отсылает нас к старинным ведическим преданиям. О божественном коне огненного небожителя Агни сообщается, что он apam napat — дитя вод. Он, «имеющий морское водяное одеяние» (Ригведа, V, 65, 2). «Из вод ты, чистый, возникаешь» (II, 1), «Ему способствуют воды в озерах» (III, 1, 3) и т. д.
Мы же жители Русской Равнины вспоминаем об огненных конях нартских богатырей, и о «коньке-горбунке» сказки Ершова. Впечатлительные студенты слышали по ночам буцефалово ржание и вроде бы видели в озере кровь чудесного животного. Так лучи зари околдовывали лазурные волны…
И это тоже были признаки инициации. Обретение коня — это обретение магического помощника, духа-хранителя. Это и обретение священной дружбы. Русское слово друг происходит от славяно-балтского «вместе», «связка». Связка, цепь «посвящённых». Популярное изначально тюркское «слово-товарищ» повествует о том же. Оно от «тавро» — «клеймо» — из инициатических обрядов и ордалий мужских союзов «времени оно», времени молодости евразийских народов.
Потому обретение божественной дружбы после десятилетий мучений наших народов отсылает нас к священной истории и географии. Нам говорят, что евразийская интеграция это тарифы, налоги, трафики бирж.
Нет, это в первую очередь — дружба, доверие, комплиментарность и любовь. И они не валяются под ногами. Зарабатываются, заслуживаются в духовных вертоградах, в радужных горах, в нефритовых озёрах нашей бесконечной Родины!
И я верю, что после эпохи Страданий для наших народов придёт эпоха Дружбы и Любви. Эра Дусти. Ну, а огненный венценосный Конь из ключевой воды будет хранителем, поручителем и тотемным зверем великого братства, дружбы — достойной гения наших предков!
Павел Зарифуллин