Эра Дусти (Корона и Конь)

Корона

Согласно расхожей народной версии этноним «таджик» происходит от تاج [tɔːd͡ʒ] «корона» (арабизир. от пехлевийского tāg).

Это слово обозначает «увенчанный», «коронованный». И оно имеет отношении не только к актуальной власти, но прежде всего — к власти духовной. «Корона» падишахов и императоров родилась из специальный инициатических и обрядовых знаков на голове. Индейские оперения, лавровые венки говорили о власти в «промежуточном мире» между дольним и горним, между богами и людьми.

Жизнь на Крыше мира и его окраинах самоей сакральной географией словно бы коронует, венчает проживающих в этой уникальной стране.

Этимология слова «сак» — «скиф» происходит от древнеиранского «олень». Коронуют, венчают оленя его рога, символизировавшие «солнце». Эти священные рога сохранились в русском языке в словах «соха», «сохатый» и «сук». Напоминают они об одном — о солнцеглавом и солнценосном человеке, достигшем высшего духовного просветления. Сверхлюди со звёздами и крыльями на черепах изображены на древних «писаницах» Евразии, на петроглифах Памира и парка Саймалуу-таш в Киргизии.

Саймалуу-таш

Ну а в свете изучаемого нами Таджикистана можно вспомнить всем знакомого человека-с-рогами, воплотившего свою политическую биографию в топос, в пространство, в этнический миф.

«Я сердце оставил в Фанских горах…»

Искандер, Зулькарнай, Александр Двурогий — носитель корон тысячи королевств — вот он наш сегодняшний герой. На Руси есть царское Плещеево озеро — Родина Александра Невского, место основания российского флота Петром Великим. В Таджикистане живёт озеро-брат, озеро-сестра — Искандеркуль — магическая обитель Двурогого. Озеро Искандеркуль по праву считается одним из самих красивых в бывшем СССР. Его название происходит от имени Александра Македонского, который во время знаменитого похода на Восток перевалив со своим войском через горные хребты, покорил сказочно богатую Бактрию – Страну Тысячи городов, Родину пророка Заратустры.

Добраться до него не так просто. По дороге у нас реально сгорел автобус.

фанские горы - новые скифы

Мы вышли и глядели в бездну ущелья на колор гор, одни цветом напоминали волчьи, а другие медвежьи шкуры. А снежные отроги были подобны овечьему руну, по снегам и льдам пробирались горные козлы. Студенты РТСУ из «Гумилёвского клуба» не унывали, оптимистично лазили по горам и виадукам, фотографировались и хором пели «Чунга-чанга — места лучше нет». Потом приехал другой автобус и подобрал нашу честную кампанию. Но дальше мы застряли холодном и залитом водой тоннеле, загазованном и уничтожающим чудовищным нойзом и стрекотанием строительной техники. Рабочие в повязках и противогазах по пояс в воде барахтались в кромешной тьме, машины, будто подземные слоны вонзали железные хоботы в незримые корни горы, источая сатанинский скрежет.

Чтобы не чокнуться мы жевали солёные шарики сыра. Они катались во рту, как ночные солнца в морских и планетарных глубинах.

Выход из туннеля был сродни второму рождению. Наверное духи ада искали нас. Но было поздно — мы шли в полях…

И смотрели с небесных круч, затаив дыхание, на райское озеро.

Искандеркуль стал чудесным украшением, туристской жемчужиной Фанских гор, этого обособленного района между Гиссарским и Зеравшанским хребтами. А Фанские горы уже давно по праву оценили все, кто здесь побывал. Например поэт Визбор грезил чудесным краем: «Я сердце оставил в Фанских горах…»

Я сердце оставил в Фанских горах
Теперь бессердечный хожу по равнинам
И в тихих беседах и в шумных пирах
Я молча мечтаю о синих вершинах

Искандеркуль – жемчужина Сакральной географии Таджикистана и древней Бактрии.

Хребты Фанских гор венчают одиннадцать пятитысячников, над которыми возвышается величественная Чимтарга. Стоит перевалить из одного ущелья в другое, как сразу попадаешь в другой мир. Совсем иной цвет воды и скал. Большую часть года здесь безоблачно и жарко, а в долинах ночами по-сибирски прохладно.

Место Силы

В озеро Искандеркуль впадают реки Сарытаг, Хазормеч, а также мелкие горные ручьи. Из озера вытекает река — Искандердарья, которая через 30 километров впадает в реку Фан-Дарья, а та — в одну из крупнейших рек Средней Азии — в золотоносный Зеравшан.

Недалеко от озера, на реке Искандердарья, расположен крупный водопад, называемый «Фанская Ниагара». Водоскат располагается в узком ущелье, высота падения потока составляет 56 метра.

Водопад на реке Искандар-Дарья в Фанских горах Таджикистана – это место духа и место поэзии. С немыслимым грохотом река Александра падает с круч! Над бриллиантовым дымом потока находится особый «капитанский мостик» из стали. Для усиления ощущения единения с Природой и для щекотания нервов.

Слушая грохот ликующей влаги, синхронизируя ритмы сердца с метрономом аквааэробического сальто, легко понять гений Николая Гумилёва, который писал:

Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Такие места издревле были местами силы и местами инициации – своего рода «крещения», преображения молодых людей.

Мы «посвещали» здесь юных таджикских парней и девчат, участников Евразийского Этнолагеря – в Новые Скифы!

новые скифы

«Посвящение» было дружеский и демократичным, как и сам лагерь. Рассказывали о единстве народов Евразии, о наших общих победах и общей исторической судьбе. И о происхождении многих славянских, тюркских и иранских племён от солнечных скифов. В далёкое ещё «время оно».

Мы вспоминали о господствовавшем у скифов «зверином стиле». Это были изображения охоты хищников и травоядных: орлов, грифонов, волков, львов на оленей, лошадей, горных козлов, куланов. В скифском «зверином стиле» скрыты основные особенности нашего мира: вечное обновление, война и любовь, терзание и новое возрождение. Травоядные символизировали солнце, а хищники тьму. Тьма поедает свет, а после вновь рождает его заново.

Хищники и Травоядные

Для проведение этнотренинга мы предложили студентам разбиться на две команды – хищников и травоядных. «Хищники» получили жёлтые майки со скифским колесничим, а «травоядные» – бирюзовые, цвета неба.

Одев майку, ребята символически одевали шкуру своего нового тотема, знак одной из команд. И командообразование произошло немедленно. «Хищники» смешно рычали, а «травоядные» бодались. Всё это сопровождалось весёлыми шутками, взаимным добродушным «подначиванием».

На всех дальнейших этнотренингах молодые люди отлично разделились «по мастям», каждая команда держалась вместе.

новые скифы_хищники_травоядные

Битва

Ни одна «масть» не хотела уступать другой. После нескольких этнотренингов наступил финал. На площадке возле озера Искандеркуль каждый нарисовал свой тотем: кто волка, кто орла, а кто – Большого слона. Все картины были презентованы публике ко всеобщей радости. После команды собрали из листов-«тотемов» «острова». На каждом «острове» уместилась своя «масть».

Ведущий по мере ужесточения требований соревнования постепенно выдирал из-под команд по одному листу с рисунком.

В результате команды стояли, каждая на одном-единственном листе формата А4. Два парня на одной ноге держали несколько парней и девчат, будто деревья. А символически всех держал тотем. Минута, другая, напряжение росло, ни кто не хотел сдаваться! Все держались за свой тотем и свою команду!

В результате ведущий объявил, что по старинному интернациональному обычаю «Победила Дружба!». И объяснил истинное значение «Звериного Стиля»: он означает Любовь и Единение противоположностей в Природе и в человеческой жизни.

«Хищники» и «Травоядные» пожали друг другу руки и обнялись.

новые скифы_две команды

Но от прикосновения к древним тотемам и символам, к братству новых команд коллектив наполнился энергией и взаимной симпатией. Теперь все «Новые Скифы» Таджикистана отлично знают, что такое Евразийство и Дружба Народов. «Полевые» занятия это объясняют нисколько не хуже, а возможно и гораздо лучше лекций и семинаров в залах, салонах и кабинетах.

Этнопсихология

Важнейший этнопсихологический тренинг прошёл у подножия «Сердечных гор» у «Озера Александра».

Тренинг касался вопросов идентичности, межэтнических отношений и стереотипов.

Лагерь был подлинно интернациональным – среди его участников – русские, поморы, осетины, таджики, памирские горцы.

Все участники по очереди одевались шкуру других этносов: становились то русскими, то таджиками, узбеками, киргизами (эти народы наиболее активны в регионе).

И начинали судить о других и о самих себе с «другой колокольни». Всё сопровождалось шутками-прибаутками. Таджики изображали русских, потом судили о самих себе с точки зрения узбеков, русские показывали «как скачут по горам – по долам киргизы», а «одевшись киргизами» “чистили” русских за чванство и «великодержавный шовинизм».

Результаты оказались поразительными. Выяснилось, что большинство «веских мнений» народов друг о друге – не более чем обывательские штампы. Мещане всех этносов без исключения именуют представителей иных народов и культур: «грязными», «нечистоплотными», «пьяницами и наркоманами», «отпетыми мошенниками» и т.д. Зачастую, таким образом обывательские грехи, комплексы перебрасываются на других. Так и рождаются национализмы всех мастей.

Евразийская этнопсихология учит преодолевать эти избитые клише. Все этносы – абсолютная ценность. Отрицательные и положительные черты в народах, как и в людях примерно одинаковы. Потому все штампы об этносах решено было предать огню, что и было с удовольствием сделано.

Дружба Народов

Негативные штампы и стереотипы зачастую связаны с подсознательным, а позитивные – с наблюдением и с рациональными выводами. «Трудолюбие», «гостеприимство» и «открытость» кочевали при определении достоинств всех народов без исключения.

Лев Николаевич Гумилёв учил нас, что народы бывшего СССР, Евразии связаны «общей исторической судьбой». Позитивные образы Братства, Дружбы Народов и Великой Победы, Общего происхождения от златоносных Скифских племён объединяют нас по сию пору. И это не отстранённые символы, но явленные – понятные и пожилому осетинскому альпинисту, и русскому преподавателю, и таджикской первокурснице.

советский союз

Позитивные образы нашей Дружбы и Единения сегодня снова в чести.

И понятие Дружбы Народов это более не абстрактное словосочетание.

В Таджикистане Орден Дружбы именуется «Дусти». Так мы вспоминаем о духовном персидском понятии «Дустан и Худа» – Друзья Бога.

Священное значение Дружбы, «Дружбы Народов» отсылает нас к миру сакрального, к божественной энергии, к симфонии народов нарождающегося Евразийского Союза.

Конь Агни

Именно здесь основные и осевые начала нашей цивилизации обретают новое дыхание.

Наши молодые активисты запускают новый виток спирали Движения Новых Скифов и Евразийской Дружбы Народов.

Легенды рассказывают о гибели в Искандеркуле любимого коня македонского полководца – Буцефала. Якобы дух великого победоносного скакуна поныне живёт и бередит хрустальное озеро изнутри.

Эта легенда отсылает нас к старинным ведическим преданиям. О божественном коне огненного небожителя Агни сообщается, что он apam napat — дитя вод. Он, «имеющий морское водяное одеяние» (Ригведа, V, 65, 2). «Из вод ты, чистый, возникаешь» (II, 1), «Ему способствуют воды в озерах» (III, 1, 3) и т. д.

Мы же жители Русской Равнины вспоминаем об огненных конях нартских богатырей, и о «коньке-горбунке» сказки Ершова. Впечатлительные студенты слышали по ночам буцефалово ржание и вроде бы видели в озере кровь чудесного животного. Так лучи зари околдовывали лазурные волны…

petroglith

И это тоже были признаки инициации. Обретение коня — это обретение магического помощника, духа-хранителя. Это и обретение священной дружбы. Русское слово друг происходит от славяно-балтского «вместе», «связка». Связка, цепь «посвящённых». Популярное изначально тюркское «слово-товарищ» повествует о том же. Оно от «тавро» — «клеймо» — из инициатических обрядов и ордалий мужских союзов «времени оно», времени молодости евразийских народов.

Потому обретение божественной дружбы после десятилетий мучений наших народов отсылает нас к священной истории и географии. Нам говорят, что евразийская интеграция это тарифы, налоги, трафики бирж.

Нет, это в первую очередь — дружба, доверие, комплиментарность и любовь. И они не валяются под ногами. Зарабатываются, заслуживаются в духовных вертоградах, в радужных горах, в нефритовых озёрах нашей бесконечной Родины!

И я верю, что после эпохи Страданий для наших народов придёт эпоха Дружбы и Любви. Эра Дусти. Ну, а огненный венценосный Конь из ключевой воды будет хранителем, поручителем и тотемным зверем великого братства, дружбы — достойной гения наших предков!

Павел Зарифуллин

200px-Dusti

 .