В Москве прошел вечер памяти Умберто Эко

Время — изобретение Запада.
Умберто Эко, «Маятник Фуко»

27 февраля «Белая индия» собралась в московской Триумф-галерее почтить память великого итальянского писателя Умберто Эко, который оставил наш мир чуть больше недели назад.

umberto-eco

Умберто Эко родился 5 января 1932 в Алессандрии, с юных лет «болел» средневековой философией. Первой его книгой, вышедшей в 1970 году, была «Проблемы эстетики Фомы Аквинского».

На протяжении всей своей жизни Эко был гиперактивен: организация собственной научной, преподавательской и академической деятельности, чтение публичных лекций в лучших учебных заведениях по всему миру, многочисленные публикации в периодике на разных языках, участие в политической жизни, инициация идеологических конгрессов и конференций. Лауреат многих литературных премий, отмеченный наградами разных стран, в частности, он – кавалер французского ордена Почетного легиона.

Свои научные изыскания он посвятил семиотике – науке о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения, развил теорию иконического знака и общих культурных кодов, используемых в визуальном искусстве, в частности в постмодернизме и массовой культуре.

Он был абсолютно разносторонен, о чем свидетельствуют его книги. Именно книги принесли Умберто Эко всемирную славу. Первый его детективный роман «Имя розы» о дьявольских происках, впервые опубликованный в 1980 году, сразу попал в список бестселлеров и продержался там несколько лет. Далее последовали мировой заговор в «Маятнике Фуко», сеанс магии в «Острове накануне», поиски Грааля в «Баудолино», все романы автора приправлены изрядной долей иронии.

Павел Зарифуллин, идеолог «Белой индии» в своей лекции «Последний путь Баудолино» еще раз напомнил нам о мифической стране Пресвитера Иоанна, предметом поиска средневековых учёных и богоискателей, до которой дошел-таки приемный сын императора Фридриха Барбароссы – герой романа Умберто Эко.

Павел Зарифуллин

Поисками вымышленного царства Пресвитера Иоанна в свое время занимался и Лев Гумилев, написав одноименную книгу, а Рерихи потратили всю свою жизнь, пытаясь найти дверь в страну духа. Сам Павел Зарифуллин в своих книгах неоднократно обращался к теме путешествия в ускользающие миры Пресвитера Иоанна.

«Бесконечный успех романов Умберто Эко заключается в том, что ему удалось воспроизвести мир души, бесконечно привлекательное и притягательное пространство, где рождаются наши грёзы, тридевятые королевства, которые имеют вполне реальную географическую коннотацию, как, к примеру, Остров накануне.

Мы благодарны Умберто Эко за создание многоуровневых миров воображения, неосязаемых пространств души, которые с нашей точки зрения, безусловно, существуют.

Где-то там, на Востоке, рядом с Раем, возле сказочной реки Самбатион, находится странная земля медовых рек и кисельных берегов, страна удивительных существ Царя-попа индийского – Белая индия – в честь которой и назван наш образовательный проект», — сказал Павел Зарифуллин.

Александр Секацкий, известный питерский философ, в своем докладе «По мотивам Умберто Эко» сделал несколько заявлений, которые так или иначе связаны с замечательным человеком Умберто Эко.

Александр Секацкий

«В работах мастера Умберто Эко скомпоновано не совсем прошедшее время Средневековья, там заданы определенные сюжеты, там находится удивительное сочетание исторической конкретности и вариаций воображения, и несомненно, книги отменно написаны, они лучше фактической достоверности, что дает несомненное преимущество при восприятии и множество уже не таких ярких подражателей.

В его произведениях выверено даются спектральные линии Средневековья, те, что именно сейчас хотелось бы удержать. Европа как священная земля для паломников, Европа как республика для студиозусов, Европа как сцена для бродячих артистов, Европа как открытое терпимое пространство для разнообразных этносов и социальных слоев», – сказал Александр Секацкий.

Один из наших слушателей отметил, что Умберто Эко был убежденным атеистом, а царство пресвитера Иоанна, описанное в «Баудолино», понадобилось ему, с одной стороны, для популяризации средневековой философской мысли, а, с другой, — для едкого высмеивания «тонких» различий в течениях христианства. Ведь герои романа не замечают, что у одних обитателей царства три ноги, у других — один глаз и т. д., но при этом обвиняют друг друга в ереси по малейшему поводу. Более едкой, стебной сатиры по отношению к христианству и богоискательству в целом и представить невозможно.

На что был дан следующий ответ: «Дух дышит там, где он хочет. Нас, как искателей Белой индии, в первую очередь интересует не столько то, что автор в этом царстве высмеивает, а что он туда вообще добрался. И, кроме того, нет более верующего человека, чем атеист. Ведь он постоянно занимается доказательствами факта, что Бога не существует, тем самым даже чаще верующего человека обращается к Богу».

Любопытно, что на наше собрание не дошли приглашенные официальные и неофициальные соотечественники этого незаурядного учёного и философа. Ответ на вопрос – «почему?» нашелся следующий, вполне практичный – они не увидели в этом для себя хоть сколь-нибудь понятной и осязаемой выгоды. Практичность Запада вполне оправдана в материальном мире, но в мире духа работают другие законы – не должно, но хочу.

Алексей Иноземцев

Алексей Иноземцев, настоящий поэт Духа, на этот счет прочел стих собственного написания, чем завершил наше заседание:

Не вижу фаланг
И не чувствую локоть
Того, кто мгновенно умрёт за меня.
Иль НЫНЕ Италия — только лишь копоть
ОТ ПРОШЛОГО СТРАСТНО — ТУГОГО ОГНЯ?!
Прекрасно вино, хороши Мазератти,
Развалины древности, скрипы гондол…
А может, Дух Предков давно вам проклятья
Уже посылает? Себя ли нашёл
Народ удивительно щедрый и смелый,
Ответственность взявший когда-то за мир?
Кто Дух смог стяжать, мощным вырастить Тело,
Устроить для всех демократии пир?!
Мы вами гордились, историю ВАШУ
Читали взахлёб, как чудесный роман.
Какую тогда заварили вы кашу!
А может быть, это — всемирный обман?
Какая мне разница, вырос я с вами —
«13-й!»- Дружбу и Верность зову.
Фаланги на суше — как в море цунами,
Прошедшее ярко встаёт наяву,
И вновь я в строю со строфами Гомера
Кладу свою Жизнь за Империи честь,
Грядущего с Прошлым вампиры-химеры
Хотят поживиться, но я стою ЗДЕСЬ,
СЕЙЧАС, и я счастлив, что локоть соседа
Прижат ко мне крепко, тепло, НА ГОДА.
Италия — в Сердце, и Духа Победа
Пусть будет с Италией вечной всегда!

Анна Королевская
Фото: Андрей Севостьянов

27.02.2016 IMG_4533

27.02.2016 IMG_4012

27.02.2016 IMG_4176

27.02.2016 IMG_4188

27.02.2016 IMG_4258

27.02.2016 IMG_4268

27.02.2016 IMG_4274

27.02.2016 IMG_4297

27.02.2016 IMG_4436

27.02.2016 IMG_4591

27.02.2016 IMG_4599

27.02.2016 IMG_4606

27.02.2016 IMG_4679

27.02.2016 IMG_4698