Сакральная география Армении

Лекция Вячеслава Терехова в рамках проекта «Белая Индия» в Центре Льва Гумилева

По основной своей специальности я религиовед, учился в Православном Свято-Тихоновском университете и там же преподавал 4 года. Сейчас основная моя сфера деятельности — это экскурсии по Москве и не только. Я люблю, как любой человек, путешествовать, и в каждой стране меня интересует, прежде всего, её сакральный смысл, сакральный срез, т.е. священное.

Что такое сакральная география

Мы постараемся разобраться сначала, почему именно нас интересует Армения, и что такое сакральная география. Мы знаем географию политическую, экономическую, а что такое сакральная география знают пока ещё не все. Ну, как, например, говорил такой известный мистик и знаток оккультизма, знаток алхимии Евгений Всеволодович Головин: «Сакральная география занимается поиском сакральных центров и сакральных смыслов». Правда, он работал над другой темой, над магической географией. Магическая география работает с совсем другим пластом, объекты магической географии на карте мира найти невозможно. А объекты сакральной географии мы сейчас постараемся найти на карте Армении.

Вообще, само слово география несёт сакральный оттенок. Как перевести это слово? «Измерять землю», но обычно переводят как «землемерие». Но изначально, это вовсе не земля как почва или земля, разделенная на страны, а Гея — первая богиня в греческом Пантеоне. В древнегреческой мифологии из первичной субстанции хаоса и мглы выходит первой богиня Хтония, она же Гея.

Соответственно, география это отсыл к богине Гее. Даже сам этот термин, сама эта наука изначально имела сакральный смысл. К нему-то мы и пытаемся возвращаться в рамках наших лекций.

Великая Армения

Для начала определимся с обычной географией этой страны. Давайте несколько слов в начале скажем об истории Армении, чтобы было от чего отталкиваться, и об её состоянии нынешнем. Как видно на карте, Армения страна небольшая. По площади меньше Московской области, но в Армении огромное количество исторических и религиозных памятников. В основном, конечно, связанных с Армянской Апостольской Церковью (что это за церковь мы скажем подробно попозже), но не только, есть и другие национальные религиозные общины в этой стране.

По-моему мнению, нет на территории бывшего СССР другого региона, где настолько плотно на таком относительно небольшом пространстве расположено столько священных сакральных центров.

Современная Армения граничит с четырьмя странами. Грузия сверху, на севере. Иран на юге. Это две открытых границы. Границы с Турцией и Азербайджаном, на юго-востоке и на северо-западе, наглухо закрыты и проблемной территорией является Нагорный Карабах.

Армения в основном лежит на таком, так называемом, Араратском плато. Такая довольно сухая долина. Гор там не так много. Горы в основном, это северная часть, ближе к Грузии, в районе бывшего княжества Лори, где сейчас расположен город Степанаван. Там осталась крепость и, кстати, священный родник, о нем пойдет речь позже. Родники, источники — во многих культурах тоже сакральные центры. Хотя бы даже вспомнить любой освящённый родник в России.

Горная часть Армении в основном это север, а её центральная часть — это Ереван, или как он назывался в прошлом Эривань. Когда-то крепость Эребуни, основанная ещё не армянами, а урартами много тысяч лет назад, она, кстати, частично сохранилась на окраине Еревана. А крепость Эривань (построена в 17 веке турками-сельджуками, некоторое время Армения была под мусульманами) не сохранилась, её разобрали в советские годы, к сожалению. Ереван — это самый малоинтересный город в Армении, там смотреть особенно нечего, кроме коньячных заводов и музеев, там почти нет старинных храмов. 

Завод «Арарат», кстати, стоит там, где когда-то стояла крепость Эривань.

Но если мы поедем из Еревана в любой регион на юго-восток ближе к Ирану, то узнаем, где находилось княжество Сюник в средние века (средние века это период феодальной раздробленности в Армении) и другие многочисленные княжества — Лори, Айраратское княжество (Ереван), где в районе нынешней северной Турции были княжества Софенское, Коммагенское и некоторые другие. Армения в прошлом по территории была гораздо больше, чем сегодня.

Армения когда-то занимала значительную территорию, это была Великая Армения времён Римской Империи, которой она так и не покорилась. Но поскольку мы немного в стороне от греко-римского мира, о таком государстве почти не слышали. Великая Армения переживала свой расцвет на границе нашей эры, когда правил царь Трдат II, а во второй половине первого века нашей эры в Армению стало проникать христианство. Апостолы Фаддей и Варфоломей были первыми проповедниками христианства. И столицей этой большой Армении был не Ереван. Было множество в истории Армении князей и царей с именем Тиграны, и они основывали столицы имени себя самих. Один из Тигранокертов расположен вовсе не на территории нынешней Армении, а скорее южнее озера Ван.

Ванское княжество когда-то было армяноязычное. Действительно, Великая Армения простиралась аж до Израиля.

Герб государства Великая Армения достаточно стилизован.

Существовало оно со второго века до н.э. В 190 году до н.э. на осколках Империи Александра Македонского князь Арташес I объявил независимость, так появилось Араратское княжество. Это было одно из первых независимых армяноязычных, с армянским этносом, государственных образований. И оно существовало до того момента пока его не завоевала империя Сасанидов, которая пыталась позднее туда насаждать зороастризм. Это было в 5 веке н.э. Государство Великая Армения просуществовало примерно 600 лет, его даже римляне не смогли полностью подчинить.



О чем говорит «Бехистунская надпись»

Этот барельеф, которому порядка 2500 лет — первое упоминание об армянах в исторических источниках. На «бехистунской надписи», которая находится на севере современной Турции c 6 века до н.э., изображены народы, покорённые царём Дарием I. Они изображены в виде его рабов. На одной из клинописных надписей есть первое упоминание об армянах. 2500 лет назад Армения упоминается, как как богатое государство, которое стремится к независимости и не подчиняется Дарию I.

Здесь же нанесен определённый сакральный элемент — символ бога Ахурамазды. Империя Дария I исповедовала зороастризм — религию, которая возникла более 2500 лет назад. Пророк Заратустра, основатель этой религии, жил между 8-м и 6-м веками до н.э. и выделялся тем, что он проповедовал единобожие — пантеизм. Есть много параллелей между зороастризмом, исламом, христианством и иудаизмом. Хотя зороастризм не имеет явных библейских корней, как последние три, но есть очень много похожих сюжетов. Правда, главное отличие зороастризма от религий, так называемых авраамических — это ярко выраженный дуализм, т.е. существование совечных Бога и дьявола, Ахурамазды и Анграмайнью. Если в христианстве, например, Бог вечен, а сатана не является вечным, падший ангел — он не всесилен, то в зороастризме они балансируют друг друга, они совечны.

Основные мифологические архетипы Армении

Обратимся к понятию архетипа, попытаемся определить основные мифологические архетипы, которые присутствовали в истории Армении и проследим, как те или иные архетипы сохранялись или эволюционировали относительно к тем или иным религиям. 

Что вообще такое архетип? Впервые термин архетип употребил ещё Платон, затем философ Юнг об этом писал. И Мирча Элиаде. Но если применительно к мифологии и к религиям, то архетип — это некое устойчивое представление, некий сюжет, который переходит из одной культуры, из одной исторической эпохи в другую.

Пример, прекрасно иллюстрирующий что такое архетипы, — Мировое Древо и почитание деревьев, священных деревьев, таких как дуб или тополь, ещё в дохристианские, в языческие, в античные времена. Как в шаманизме, Древо своим стволом соединяет миры. Наш с вами мир, мир верхний, где живут боги, духи и мир нижний, где живут, в представлении шаманизма, ушедшие из жизни люди, их души. Кстати, в шаманизме посмертная участь понималась точно так же как наша жизнь, т.е. там нужно было работать, охотиться, ловить рыбу. Из этого представления в так называемых примитивных религиях, в захоронениях находили предметы быта. В высокоразвитых религиях представление о другом мире более сложное. Но архетип Мирового Древа и близкого к нему архетипа Мировой Горы встречается не только в шаманизме. Мировая гора в Армении, это, прежде всего, Арарат или как он назывался в древности — Масис. В других более сложных религиях мы можем встретить этот сюжет, например, в буддизме, где центром вселенной считается гора Меру или Сумеру и вокруг неё существует всё остальное мироздание.

Священная Гора Армении — Арарат находится в Турции. В 1921 году Ленин передал этот регион Турции. В то время Советский Союз ещё не получил международного признания, не было установлено с большинством стран дипломатических отношений, и молодое государство раздавало разным странам «ништяки» для того, чтобы получить международное признание. Турции отдали Араратскую область. Был такой сюжет, как бы исторический анекдот, у него много разных вариантов. На многих армянских символах, на гербе, на гербе завода «Арарат» изображена эта гора. И турки как-то сказали армянам, что как же вы можете изображать гору, которая находится не на вашей территории. На что армяне ответили — а у вас полумесяц, он же не на вашей территории. Приписывают этот ответ ещё Молотову в советское время.

О сакральном понимании гор писал в своей работе «Шаманизм» Мирча Элиаде, знаменитый американский религиовед, он говорил так — восхождение в гору есть всегда путешествие к центру земли, в центр мироздания. Если вы едете, допустим, из Еревана по таким популярным туристическим местам, хотя бы в монастырь Хор Вирап, то видите две горы — Арарат — большой брат Масис — 5165м (так вроде близко стоит, рукой можно дотянуться), ещё и малый Арарат, он чуть в стороне — 3896м.
Армяне, конечно, сокрушаются, что Арарат находится сейчас в Турции. Ещё в дохристианские времена, в добиблейские, в предгорьях Арарата человек уже мог сталкиваться с проявлениями священного, там жили духи вишапы. Сейчас вишапы называются дольменами. У армян тоже есть дольмены во многих регионах.

Что такое вишапы

Вишапы — это духи родников, духи гор, духи озёр, воплощенные в высокие каменные изваяния. И живут они в предгорьях, например, в районе горы Арагац (наивысшая точка Армении, находится к северу от Еревана). Многие из них восстановлены уже в советское время. Когда-то они лежали, а сейчас они установлены для туристов.

Если мы отъедем от Еревана буквально километров на сорок, мы окажемся в таком очень интересном месте – долине горы Арагац. Там есть ледниковые озёра, и одна из высших точек Армении — вулкан Аждаак. Аждаак — это имя одного из вишапов. Огонь и вода были когда-то братом и сестрой, но поссорились. Вулкан, он как бы символизирует это единство и противостояние. В предгорьях Аждаака живут курды-езиды, это отдельный этнос, кстати, вторая религия и вторая национальность в Армении после армян.

И сейчас курды-езиды живут полукочевым образом жизни в окрестностях Арагац (они и в Грузии есть, даже в Крыму, кажется, есть курды).

Вокруг вишапов много мифологических сюжетов, но, очевидно, это фаллический культ. В христианские времена эта традиция сакрально осмыслять каменные памятники продолжилась. Это перешло в такое армянское специфическое прикладное религиозное искусство резьбы по камню, вырезание хачкар, крестов, вырезанный на камне. В армянской церковной традиции иконопочитание очень слаборазвито. Даже в соседней Грузии, там икон в храмах столько же, сколько и в русских. Но в армянских храмах икон очень мало. Фрески в основном, а икон, как стоят в русских домах у верующих людей, в армянских домах редко встретишь. В основном в церквях каменные кресты, а если дома, то деревянные.

Что такое хачкары

Хачкары стали появляться в Армении вероятно с середины 9 века, хотя Армения приняла христианство ещё в начале 4 века. В монастыре Нораванк можно видеть классические хачкары, армянские кресты, вырезанные на камне (камень это мягкий туф, либо долговечный базальт), они отличаются от знакомого нам русского креста тем, что он расцветают по краям. У них нет верхней перекладинки и нижней косой перекладинки, как над любым русским или греческим храмом.

Хач – это и есть крест, кар — камень. Буквально — каменный крест. Традиция вырезать вишапы, сложившаяся несколько тысяч лет назад, она в христианские времена была переосмыслена и вишапы стали крестообразной формы. В монастыре Нораванк, например, под открытым небом лежат такие памятники культуры 14 века авторства резчика по камню Момика, почитаемого как у нас Андрей Рублёв. Такие кресты, как у нас в России, это поклонные кресты. В каждом монастыре их раньше были сотни, разворовали. Сейчас армяне более внимательно к ним относятся, наиболее ценные отвозят в музеи.

В армянском храме вас будут окружать, прежде всего, барельефы, вырезанные на камне. Яркий пример, хачкар из монастыря Татев, который находится на юго-востоке страны, от Еревана это порядка 250 км, уже ближе к границе с Ираном.

Каждый монастырь Армении он украшен сотнями таких крестов. Мифологический архетип почитания священных камней присутствует во многих культурах.

Кстати, в Москве есть хачкары, есть один даже древний. Если вы знаете в Москве есть Армянский собор на Трифоновской улице, открытый в 2013 году. Ещё за долго до его открытия армянский патриарх Гарегин II Нерсесян подарил городу Москве такой хачкар 14 века, привезённый с Севана, и есть два современных хачкара. Один из них находится на площадке возле храма Христа Спасителя. В 2001 году праздновалось 1700-летие армянского христианства, тогда патриарх Алексий II ездил в Эчмиадзин — священный город армян, как у нас Сергиев Посад. Ещё девы армянские и хачкар есть в русском храме Большого Вознесения, где венчался Пушкин на Никитской улице.

Почитание воды

Боги воды, духи воды как и вишапы в христианские времена обретают другое значение. Духи воды становятся святыми источниками. Такой святой воды можно испить в княжестве Лори, в ущелье реки Дзорагет на севере страны, где горы. Средневековый мостик, совершенно аутентичный, настоящий. Протекает река Дзорагет и настоящий священный источник, действительно он целебный, минеральный. Это целое приключение — спуститься и набрать из него воды.

Озеро Севан (главная водная стихия Армении) и монастырь 9 века Севанаванк, который находится на его берегах. На Севане в 10-м веке полководец Ашот II Железный разбил турок и после этого объединил под своей властью Армению.

На берегах Севана сегодня находится духовная семинария «Вазгенян», подобная есть в Тбилиси. В советские годы, правда, она закрывалась. Кстати, раз уж вспоминаем Тифлисскую семинарию, то вы наверняка помните, что Сталин там учился, но не закончил её. Формально его отчислили за неявку на экзамены, а реально из-за его марксистских убеждений. И он впоследствии сошёлся с таким же отчисленным из семинарии «Вазгенян». Это был Микоян.

Вообще из семинарий в те годы вышло очень много революционеров. Был такой исторический анекдот, вернее реальная история. Незадолго до войны, когда перед Сталиным и его сподвижниками генералы делали доклад о том, что с обороной у нас всё прекрасно, и что если немцы нападут, то всё будет нормально. И тут Сталин прерывает генерала, отец которого был священником, на полуслове и говорит:

– А вы, товарищ генерал, у вас же отец священник, вы, что сами в попы не пошли?

Генерал говорит, что он же коммунист, что он не захотел. А Сталин ему отвечает:

— Вы не хотели, а мы с товарищем Микояном хотели в попы, но нас, правда, туда не взяли.



Как выглядит армянский храм?

Например, Севанаванк.

Если мы посмотрим на облик традиционного армянского храма, он выглядит несколько иначе, чем облик храма греческого типа, к которым относятся и русские храмы. В силу некоторых особенностей вероучения отличается армянский храм не только практически полным отсутствием икон, иконографии, но и другим алтарем. В русском или греческом храме, в грузинском также, алтарь от основной части храма отделяет огромная стена из икон, иконостас. В армянской традиции вместо иконостаса — занавес, который задвигается, когда службы нет. Занавес и ступеньки как не сцене, в центре опять же Хач – крест и икона «Благодатное небо». Так выглядит традиционный армянский алтарь.

Если вы помните, допустим, в Израиле в храме Гроба Господня – храме трёх религий, стоят вплотную — православный алтарь, в середине католический и правее армянский. И они все со своей спецификой, все друг от друга отличаются.

Дохристианские религии в Армении

До христианства в Армении было язычество, происходящее из индоевропейской религии. Есть такая интересная версия, что все, по крайней мере, европейские языческие религии, и не только европейские, восходят к одной древней прарелигии, где почитался единый бог. Не многобожие, а единобожие. Древнейшее единобожие, об этом писал, например, Александр Мень. У него даже диссертация была посвящена этим остаткам единобожия в древних культурах. В науке такая версия называется прамонотеизм, древнейший монотеизм, древнейшее единобожие.

Отголоски единобожия есть во всех культурах. Например, древнегреческий верховный бог Зевс по своим функциям похож на римского Юпитера. Юпитер созвучно даже древнеславянскому — Перун. Или индоевропейский, ещё доиндийский ведический бог Варуна. И над ними всеми когда-то был совсем древний бог, единый бог Дьяус – Питар, т.е. Небесный Светозарный Отец. Имя «Зевс» отсюда, отсюда же и используемое в христианстве греческое слово «теус», или «деус» в латыни – бог. И Питер, патор — отец. Юпитер, соответственно, у римлян, у греков Зевс и у персов бог Ахура-Мазда. Мы упоминали зороастризм.

Персы, Сасанидская империя, пытались насадить армянам зороастризм, когда армяне исповедовали христианство.

Армяне приняли христианство в 301 году н.э. Но в середине 5 века, в 451 году, Сасанидская империя выдвинула войска для того, чтобы такую стремящуюся к независимости свою провинцию подавить и насадить зороастризм. Армянский полководец, герой армянского народа Вардан Мамиконян, который у армян играет примерно ту же роль, что у нас Александр Невский, в ответ на двухсоттысячную армию персов сумел собрать только шестьдесят тысяч грузин, кавказских албанцев и других и произошла так называемая Аварайрская битва. Она произошла на территории современного Ирана. Северный Иран, там даже деревня до сих пор есть, где рядом Аварайрское поле. Армяне потерпели поражение на поле битвы, но настолько они ожесточённо сопротивлялись, что нанесли существенный урон врагу, затем они перешли к партизанской войне, спрятавшись в крепостях. В итоге персы отказались от своих дальнейших планов политического и религиозного порабощения Армении. Отказались воевать персидские полководцы по причине того, что им приходилось разорять страну, что это не приветствовалось зороастрийской религией.

451 год стал важным годом для истории армянской церкви, это дата с которой начался раскол армянской церкви и церкви православной.

Согласно этой версии прамонотеизма, с которой тяжеловато было спорить марксистам. Об этом даже писал Энгельс, настолько это сильная версия. Был такой католический священник Вильгельм Шмидт, который написал двенадцатитомный труд, где показал, что во всех культурах, во всех религиях, какие он мог только найти, есть эти остатки древнего единобожия. И у армян, как и у всех, почитание единого бога стало, как бы раскалываться, разламываться. Сначала появилась богиня – мать. Бог единый остался богом неба, богом грозы. Потом от него стал отходить бог войны. Богиня – мать, сыра земля – это наш сюжет, славянский. Всё оттуда идёт и у армян это тоже произошло. Древний единый Дьяус – Питар, который в зороастрийском варианте почитался, как Ахура-Мазда, благой бог в буквальном переводе, стал одним из персонажей уже эллинизированного армянского языческого пантеона. Боги — дицы, по-армянски.

Армянский пантеон стал складываться около 2500 лет назад. Язычество было эллинизировано. И многие армянские боги, как это было во всём древнем мире, находили себе параллели в греческом или эллинском язычестве или ближневосточном. Ахура-Мазда стал называться Арамазд, это аналог Зевса. Или Богиня — мать, распространённое армянское имя, богиня Анаит.

Богиня, которая соответствовала в греческом пантеоне Артемиде или богине луны Диане. Богиня, покровительница плодородия, возделывания земли, труда, покровительница матерей, ей молились в случае болезни, по одной версии дочь, по другой — жена этого Арамазда. Древнее единобожие оно сначала раскалывается на два, потом появляется вся масса этих бесконечных божеств, которых мы можем найти в современном индуизме, их миллион, этих богов.

Имя Анаит, несмотря на то, что всем извесно, что это имя языческой богини, оно до сих пор популярно. Кстати говоря, у богини Анаит также как и у Арамазда в древние времена, в дохристианские, было множество святилищ. Сегодня сохранилось только одно языческое святилище дохристианских времён бога Гелиос или бога Михр в армянском варианте.

Здесь я приведу цитату из историка Страбона, который так пишет о специфике почитания Анаит в государстве Великая Армения: «В особом почёте культ Анаит у армян, которые в честь этой богини строили святилища в разных местах. Они посвящались здесь на служение богине рабов и рабынь. Знатнейшие люди племени также посвящают богине своих дочерей ещё девушками. У последних в обычае выходить замуж только после того, как в течение долгого времени они отдавались за деньги в храме богини, причём никто не считает недостойным вступить в брак с такой женщиной». Храмовая проституция, которая в Индии, насколько я знаю, существует и теперь.

Или было такое Софенское царство, одно из армяноязычных царств на территории, которая позже была объединена в Великую Армению, там покровительницей одной из гор считалась Анаит, и подле этой горы стояла статуя, и святилище было. Одна из сестёр,из параллелей богини Анаит — это ближневосточная богиня Иштар. Все святилища разных богов, их было порядка 10, были разрушены, как только Армения приняла христианство. Это произошло при царе Трдате III.

Единственный сохранившийся до наших дней на территории всего бывшего СССР, храм античного типа, посвященный богу Гелиосу (Михру), был реконструирован недалеко от Еревана в советские 60-70-е годы, он существовал в неизменном виде вплоть до 17 века пока не был разрушен землятрясением, все остальные языческие святилища были уничтожены тем самым Трдатом III.

В каньоне реки Азат есть такие каменные образования, выглядящие как трубы органа, и там же стоит храм, поставленный ещё царём Трдатом I в 1 веке н.э. Найдена была возле этого храма при археологических раскопках табличка с текстом, где основатель храма, царь Трдат воспевает бога Гелиоса. В храме стояла статуя бога Гелиоса. Вероятно, происходили, в том числе, и человеческие жертвоприношения. В древности, это ни для кого не секрет, человеческая жизнь очень мало стоила. Почему сохранился храм до наших дней? Там находилась резиденция армянских царей и уже в христианские времена была крепость. Выгодное расположение на перекрёстке дорог, река защищала крепость и поэтому крепость не разрушили. Там вокруг буквально по соседству с храмом есть остатки развалин, руины дворца. Это была такая летняя резиденция армянских царей, и сохранилась она вплоть до середины 17 века.

Митраизм в Армении

Итак, храм Гелиоса, Михра. Михр — это армянский извод Гелиоса. Это созвучно митраизму. Что же это за бог, бог Михр? Три армянских бога составляли триаду: Арамазд, потомок древнего единого бога, богиня Анаит и такой герой типа Геракла – Ваагн, который боролся с вишапами. Вишапы в то время досаждали людям, напускали диких зверей на сёла, а он боролся с этими львами и их побеждал. Даже, кстати, есть этому Ваагну памятник в Ереване. По другой версии, третьим в триаде был Михр. Еще был бог Тор. Не тот Тор, что у скандинавов, а другой – аналог Аполлона. Секретарь что ли, писарь Арамазда и при храмах Тора обучали письму. Но обычно третьим божеством был Михр, культ которого имеет интересное происхождение. Это митраизм. Вообще бог Митра восходит ещё к более древнему ведическому культу.

Прежде, чем возник современный индуизм около 1500 лет назад, прежде этих многочисленных сотен богов, которые там сейчас есть, была древняя ведическая религия. Она существовала порядка 3000 лет. Веды – это священные писания индоариев, где прослеживаются остатки древнего монотеизма. На этом фоне появляются многочисленные другие боги. Один из них — почитаемый бог Митра. Бог солнечного света, солнца, договора, дружбы. Собственно, его имя переводится как дружба, как нечто, что скрепляет. И если в ведическом пантеоне он был одним из многих, то, например, в поздние античные времена, в те же времена когда христианство появилось, 2000 лет назад, чуть больше, митраизм, имеющий восточное происхождение, он стал популярен в Римской Империи.

В Римской Империи, в эллинистическом мире никто в этих богов уже не верил. Во всех Зевсов и прочих. Может быть вы помните в старом голливудском фильме «Спартак» есть такой эпизод, когда римские патриции идут приносить жертвы своим богам, то один у другого спрашивает – « Ты, вообще, в них веришь?» Второй говорит — «Я, конечно, в них не верю. Но, я же порядочный человек».

Просто считалось, что если человек почитает богов, приносит жертвы хотя бы раз в год, то он добропорядочный гражданин. Как иметь паспорт сейчас, тогда было нормой принести жертву императору, как богу. Но поскольку человек думающий требует всегда чего-то большего, в Римской империи стали популярными восточные религии.

У греческих философов так же были как бы монотеистические замашки. Ксенофан Колофонский, античный философ 5 века до н.э.,говорил в своих стихах, что «многочисленные боги, они выдуманы, потому, что какой народ, такие у него и боги. У эфиопов боги тёмные, у греков — курчавые. Он пишет, что если бы у лошадей были боги, то они выглядели бы как лошади. Единый Бог. Истинный бог — он один». Ксенофан, кстати, и писал, что Бог шарообразен, в том смысле, что он совершенен.

Почему были гонения на христиан в те времена, потому что римская власть не допускала, отказа от поклонения императору как богу. Это было нарушением римских законов. Человек показывал, что он не лоялен. Когда христиане отказались приносить жертву римским богам, то их стали казнить не за то, что они поклоняются другому богу, а за то, что не почитание римского императора или Зевса. Считалось, что эти жертвы обеспечивают процветание Римской Империи. И одна из таких религий, которая возникла на этом фоне, имеющая восточное происхождение, и существовавшая в Армении, это — митраизм.

Митра возникает ещё в древнеиндийском пантеоне и затем он превращается в какой-то момент в верховного бога такой особенно интересной религии, которая многими чертами похожа на христианство, в митраизм. Какое-то время, в первые века н.э., она даже соперничала с христианством по популярности. И сотни храмов этой религии, митриумы, есть даже в Лондоне, в Риме же их было десятки.

Когда уже наступили христианские времена, статуи Митры и статуи античных богов просто начинали называть их другими названиями, христианскими. Был бог Митра, стал какой-то ангел.

Митраизм предлагал нечто другое, чем античные религии. Во-первых религию единобожия, во-вторых посмертное воздаяние. Если в античных религиях посмертное воздаяние, посмертная участь практически не зависела от того, как человек живёт, даже праведники, спускаясь в Аид, наследовали участь гораздо худшую, чем эта жизнь.

Кто-то из античных авторов даже писал, что лучше быть на земле рабом и нищим, чем царём в Аиде. То митраизм предложил, как христианство, мысль о том, что участь человека зависит от его дел в этом мире. Стал почитаться этот бог изначально на востоке, в восточных регионах Римской Империи, в римских легионах. Собрания митраистов напоминали собрания христиан.

На ранних христианских собраниях были такие общие трапезы, и на них происходило хлебопреломление, был обряд крещения — погружения в воду. У митраистов было нечто похожее. Собрания, как общая трапеза. Инициация, посвящение в религию тоже через погружение в воду. Казалось, что религия должна была стать широко распространённой. Тем более, она говорила о том, что люди между собой равны. Ведь в античности, даже великий философ Аристотель писал, что эллины и варвары — они люди разных сортов.

Александр Великий был первым, кто сказал о том, что все люди равны и эллины и варвары, не как его учитель Аристотель. Митраизм, как и христианство, говорил, что все люди равны перед богом. Но была только одна причина, почему митраизм так и не стал такой же популярной религией, как христианство. В эту религию не допускались женщины. Поэтому в римской армии эта религия была популярной, а за пределами этих мужских как бы «тусовок» вовсе нет. У женщин тоже были свои религии, куда допускались только женщины. Митраизм из-за этого не выдержал конкуренции с христианством и где-то с 4-5 века стал отодвигаться назад на восток, митраиские храмы начали приходить в упадок. Сейчас это реликтовая религия, в 5 веке до н.э. она последний раз фигурировала где-то в районе Великой Армении.

В окончании разговора о дохристианских временах упомянем ещё одну крупнейшую, безусловно, сакральную точку на севере Турции в районе озера Ван. Там есть такой, памятник армянской древности Немрут Даг, гора Немрут. Князь, царь Антиох I Теос (Бог) в 1 веке до н.э. построил святилище Арамазду, Анаит и Аполлону. Комплекс на горе Немрут представляет собой святилище, окруженное огромными статуями 8—9 метров высотой. Центр гробницы — курган из мелких камней, на вершине горы, высотой 49,8 метров и шириной у основания 150 метров. Под курганом находится гроб Антиоха I Коммагенского. Края скалистой вершины, на которой находится гробница, с трёх сторон превращены в большие террасы. Очень такое место интересное. Северная Турция, где когда-то в античности были княжества Софенское, Коммагенское. Там до сих пор в этом регионе Турецкой Армении сохранилась масса памятников, но турки за ними не следят, за храмами.

К примеру, там находится крепость Ани, это не сакральная точка, но тем не менее. Сейчас эти бывшие армянские точки в очень запущенном состоянии.

Современный герб армянской Апостольской Церкви — митра, головной убор священнослужителей. Тут явно прослеживается латинское влияние. У епископов тоже митра. Никакого отношения к богу Митре не имеет. Это, видимо, взято у католиков, хотя армянская Церковь католической никак не является.

Армянское христианство имеет свои интересные особенности, которые, повторяю, отличают её от православной церкви и тем более католической. Часто люди совсем не сведущие, когда слышат имя армянского Патриарха, который официально называется Католикос, думают, что армяне — католики. Католический или кафолический, как это на востоке произносится, значит всеобщий. Армянский Патриарх, как и грузинский, всеобщий для армян, но это не значит, что он католик. Небольшое число католиков у армян есть, конечно, но они появились, может быть, в 18 веке, когда католики Рима, Ватикан пытались устроить там унию, втянуть в свою орбиту армянскую церковь. Удалось это только в очень малой мере.

Армянская церковь относится к несколько другому культурно-историческому типу христианских церквей. Знакомая нам православная церковь, во-первых, имеет древнееврейские культурные корни, во-вторых, получила очень сильный греческий культурный корень. Собственно, если вы посмотрите церковный лексикон, то там масса греческих слов. Ставопидиальный монастырь. «Ставрос» по гречески – крест. Автокефалия – автос, кифос — глава, и многое другое.

Армянская церковь и несколько других христианских церквей, они имеют другой культурный корень — ближневосточный. Они сейчас находятся как бы формально в расколе с церквями греческого типа и с православными церквями. Эти церкви называют научно «ориентальными». «Ориентел» по латыни – восточный. Восток, это совсем восток. Православные церкви тоже восточные, но Армянская Церковь называется Апостольской, а русская Православная Церковь — не Апостольская. Апостолы до Руси не доходили, а подлинное начало христианства в Армении связано с именем Григория Просветителя. По армянски его имя звучит Сурб Грикор Лусаворич. «Сурб» — святой, «Грикор» — Григорий, а слово «Лус» это корень в армянском, созвучный латинскому «люкс» — свет. Грикор Лусаворич имел царское происхождение, он дальний родственник царя Трдата III, был первым крупным проповедником христианства в Армении, но поскольку царь думал, что Григорий Просветитель хотел получить трон, царь засадил его в пещеру на 12 лет. 

На месте этой пещеры находится теперь монастырь Хор Вирап, он в примерно в 30 км от Еревана на фоне Арарата. Некоторые гиды доводят туристов практически до турецкой границы, где уже слышно как поёт муэдзин в мечети.

В армянской традиции есть такой сюжет, что в какой-то момент Трдат III ослеп. Пройдя всех врачей, он сумел прозреть только обратившись к Григорию Просветителю, приняв крещение. Григорий Просветитель взял с него слово, что тот не только крестится, но и низвергнет все языческие центры, все храмы. Что собственно он и сделал. Мы упоминали, что при Трдате III были разрушены все храмы Арамазда, Анаит и других богов. Таким образом, возникла армянская церковь.

Но в чём загвоздка? Армян часто называют монофизиты. Опять же греческое слово. Монос, физис — одна природа. Монофизиты поддерживают версию того, что природа Христа — только божественная. В православие греческого типа (у деофизитов) во Христе две природы — человеческая и божественная. Армянскую церковь часто называют монофизитами, но это не совсем верно. С точки зрения богословия греческих церквей армяне застряли между монофизитством и деофизитством. Это вопрос сложный, и чтобы его понимать, надо эту терминологию знать, знать армянский, греческий. Дело в том, что в 451 год Аварайрской битвы, когда Вардан Мамиконян погиб на поле боя, происходил 4 Вселенский Собор в Халкидоне, и как раз на нём было решено, что православная церковь будет придерживаться версии, что природы две. Из Армении не было представителей на соборе, епископов не было. Им было не до этого. Была война. Лишь бы хоть какое-то христианство сохранить. Но когда до них дошли решения, принятые на Соборе, то ли они их неправильно перевели, то ли не поняли в силу того, что они использовали другую философскую методологию. Греки использовали неоплатонизм, а армяне, латиняне использовали методологию Аристотеля. И с этого момента начался раскол. Так с латинской, католической церковью православная церковь уже 1000 лет в расколе. С армянской церковью, несмотря на ментальную и культурную близость даже больше 1500 лет. Но были моменты, когда христианский мир пытался воссоединяться заново, но окончательно, где-то около 1000 лет назад последние попытки вернуть армян в греческую церковь потерпели неудачу и Армянская Церковь вошла в семью ближневосточных ориентальных церквей. Кроме армянской церкви, там ещё и египетская церковь, коптская, эфиопская, эритрейская церковь, сирийская и ещё есть такая в Индии, малабарская церковь. Шесть церквей были ближневосточного культурного типа, к которому относится, в том числе, и армянская церковь. Несмотря на религиозные противоречия, отношения русских и армян были всегда очень хорошими.

Эчмиадзин, духовная столица Армении, где сейчас находится резиденция Католикоса. В 2001 году праздновалось 1700 лет армянского христианства. Алексий II вместе Патриархом армян Гарегином II, у них немного отличаются даже головные уборы. Они не такого типа, как бы русского, похожи на луковицу. Часто, когда говорят сейчас о том, что в Сирии убивают православных христиан, журналисты ничего не знают и часто они не видят этой разницы. И часто речь идёт не о православных, а о представителях этих ближневосточных церквей.

Знаете, есть такой анекдот. Вопрос армянскому радио – с кем граничит Советский Союз? Ответ — Советский Союз с кем хочет, с тем и граничит. Или, например, какой город столица армян? Москва. В Москве присутствие армян было всегда традиционным и очень длительным. Первое упоминание об армянах в Москве было в 1390 году, если верить историческим источникам. Даже первая грузинская слобода в Москве появилась не ранее 1725 года. Грузинский князь Вахтанг попросил у Петра II разрешения переселиться со свитой в Москву, в силу войн. 400 семей перешло с ним в Москву. Им дали сначала район Китай-города, Старопанский переулок. Но там было мало места, там ещё поляки жили, и грузины переехали на Пресню. Вместе с грузинами в числе этой свиты князя Вахтанга были ещё и армяне. На Пресне появилась в Москве первая по документам армянская церковь. Хотя, повторяю, первое упоминание об армянах было ещё в 1390 году, когда было сказано в летописях московских, что «загорелся дом за Посадом Авраама, некоего армянина». И, возможно, армянские храмы были и в Китай-городе, т.е. в московском Посаде, в других вероятно регионах, но это только догадки.

Вообще армяне, как и немцы, в русских городах стали появляться ещё с тех пор, как эти города стали возникать. Эти две культуры русским всегда сопутствовали. И когда князь Владимир приехал из Греции, когда он крестился либо в Херсонесе, либо в Константинополе, он привёз греческое духовенство в свите. С греческим духовенством приехали тоже армяне. И они жили в Киеве, как национальное меньшинство. Исторически они были ювелиры, врачи, ремесленники.

Первая армянская церковь — это церковь Сурб Мариам, которая находилась ровно на территории нынешнего зоопарка. Её разобрали, к сожалению, в 20-е годы, когда строился зоопарк. Там же рядом сохранился грузинский православный храм, улица Большая Грузинская. Ещё скажу, что армянские храмы хорошо прижились в Москве, например, армянский храм Сурб Хач (Святого Креста) находился в Армянском переулке, где с 17 века армяне жили, и куда в 18 веке вселился со свитой, до этого бывший вельможей при персидском дворе, купец Лазарь Лазарян. Это он построил храм Сурб Хач, который работал до начала 20-х годов, пока он не был разобран, к сожалению, а на его месте теперь находится школа. Армянский переулок, правда, сохранил своё название, и даже армянское посольство находится в Москве в том здании, которое некогда было армянским училищем, основным купцами Лазарянами, затем Лазаревским институтом восточных языков, где учились не только армяне. Например, там учился Иван Тургенев и Станиславский. Есть ещё армянская церковь Сурб Арутюн («Святого Воскресения»). Соответственно, Арутюнян, по-русски, — это Воскресенский, а Хачатурян — это Крестовоздвиженский. Напротив Ваганьковского кладбища есть как бы и армянская половина, там не только само кладбище, но и небольшая церковь, единственная действующая в советские годы армянская церковь в Москве, куда ходили и армяне, и ассирийцы. Кстати, не так давно появилась в Ясенево, почти возле МКАДа армянская часовня Георгия Победоносца, это редкость. Они обычно называют церкви Сурб Грикор, в честь своего Григория.

В Армении порядка 1000 монастырей и храмов и все они, большинство, по крайней мере, кроме Еревана, имеют длинную историю. В Ереване главный храм, который, по идее, должен играть ту же роль, как у нас Христа Спасителя, храм Григория Просветителя — малоинтересен, просто огромный, современный, 2000-х годов.

Храм Погос-Петрос (Петра и Павла по-русски), его хачкары украшают. Кавказский тип храма отличается от знакомого нам греческого или русского. Они ребристые, нет округлых частей. Всегда они такие квадратные, гранёные. Почему? Да потому, что там сейсмичный регион, и такому храму устоять всё же легче. 

Храм Святой Гаянэ в Эчмиадзине. Гаянэ — это ещё один персонаж истории христианства. Среди тех, кого приказал казнить царь Трдат III, когда он был ещё язычником, были святые девы Гаянэ и Рипсиме. Город Эчмиадзин это — сакральная столица Армении. Это может быть не самый живописный церковный комплекс, но там находится резиденция Католикоса и несколько старинных храмов 10 века.

Грузинские храмы такие же, они похожи снаружи, внутри — другие. Или, например, есть аэропорт Звартноц, а есть замечательные, исторические развалины храма Звартноцпо дороге из Еревана в сторону Эчмиадзина. Когда-то там был трехъярусный храм, конусообразный, Небесных Бдящих сил. Развалины Звартноца, разрушенного турками, начали восстанавливать еще в дореволюционные годы, сейчас там музей.

Затерянный в горах монастырь Гегард, монастырь Копья. Где хранится одна из святынь Армянской Церкви — копьё, которым сотник Лонгин пробил ребро Христа. Оттуда проистекли кровь и вода. Их, правда, несколько. В Европе тоже есть копья, какое-то настоящее.

Курды в Армении

Если мы поедем на северо-восток от Еревана в сторону Севана туда, где стоит античный храм Гелиоса, затем прямо с него вдалеке будет виден монастырь Гегард, где в горах, над каменной долиной, которая кишит змеями (они выползают в жаркие дни прямо в туристических местах остыть в тени храмов), живут курды. Это уже другая национальность. Кто это? Это тюркское племена, которые переселились из Османской Империи в 18 веке, поскольку в Османской Империи невозможно было исповедовать ничего кроме ислама. А они исповедуют свою специфическую религию езидизм. Курды – езиды. Курды — национальность, езиды — религия.

Фото: Андрей Линкевич

Живут они обычно в сёлах. Точнее они живут зимой в низинах, в деревнях обычно, а с мая они уходят в горы, пасут овец. Их, правда, христианские и мусульманские критики считают сатанистами. Есть свои некоторые моменты, хотя я видел в их деревнях даже хачкары. Не знаю, как они там оказались. Может хачкары находились неподалёку, и они их к себе перенесли. Может они уже переходили в христианство? Они не понимают по- русски абсолютно. Армян можно и в Ереване найти тех, что не говорят по-русски, но это редко. В Тбилиси лучше говорят по-русски. Но курды в деревнях, они вообще двух слов не знают. Только через армян можно с ними общаться.

Езидизм возник в 11 веке н.э. Его основал некий шейх Ади. Это тоже религия единобожия. Они до сих пор живут в таких палатках армейского типа. Если мы поедем в предгорья горы Арагац, там, как в Египте или Израиле племена бедуинов, живут местные армянские бедуины — курды. Помните, был убит несколько лет назад криминальный авторитет дед Хасан. Так он был курд. И когда его «отпевали», там присутствовал езидский священнослужитель. Их духовный центр находится в Ираке, неподалёку от города Мосул — Лалеш, храм езидизма. Курдами почитается единый бог и вместе с ним 7 ангелов, верховный их которых Малак Тавус, или наоборот Тавуси Малак, изображается как павлин с распущенным хвостом. Поэтому павлины всегда живут возле езидских храмов. Есть и в Армении курдский храм.

Лалеш в Иране, а в Армении езидский храм находится на западе за Эчмиадзином. Он появился не так давно, несколько лет назад.

Священное писание курдских езидов, оно не зафиксировано в текстах, как Библия или Коран, а пребывает в устном состоянии и поскольку носителей меньше с каждым годом, они просто растворяются, ассимилируются, принимают другие религии, то изучать религию очень трудно. Она мало изучена, езидизм. В езидизм нельзя обратиться, можно только родиться, как в индуизме или иудаизме, еврейской религии. Еще есть кастовая система, как в индуизме. Пиры, шейхи. Пиры — это духовенство, шейхи, как бы, князья и народ. Пиров и шейхов крайне мало, народа больше, как всегда.

Молокане в Армении

Так что курды — это вторая национальность и вторая религия в Армении. Не русские. Русские в основном в 90-е оттуда уехали. Почти никого не осталось. В основном русские в Армении — это не потомки советских, а потомки ещё дореволюционных русских. А кто это такие? Это тоже религиозное меньшинство — молокане. Молокане, если просто объяснить, крайне старообрядческий толк, типа баптистов, но ещё более крайние. Когда старообрядчество возникло, оно сразу же, как протестантство, раскололось на множество направлений. И наиболее крайние, которые отрицали духовенство, иконы, у них даже крестов нет, они даже не крестятся, их считали зловредной сектой. Они отказывались в руки брать оружие, когда были войны, поэтому были случаи, был какой-то эпизод, кажется из каких-то очередных русско-турецких войн, молоканам и духоборам приказано было взять в руки оружие и пойти воевать, на что они сказали, что они пацифисты (нынешним языком) и не пойдут.

Николай I дал возможность им исповедовать им свою религию, но приказал переселиться на окраины Империи. И появились молоканские сёла в Грузии, в Армении, в Ставропольском крае, на Украине, в Крыму. И, кстати говоря, первый русский баптист, который принял крещение по вере, это был бывший молоканский староста. У них нет священников, их роль выполняют старейшины. В Грузии в реке Кура принял крещение с несколькими подвижниками Никита Воронов. Был молоканином, стал баптистом. Современный писатель Александр Проханов — потомок молокан. Его двоюродный дядя, был известный баптистский деятель Иван Степанович Проханов в начале 20 века, в 20-е годы. Он был главный баптист России незадолго до революции и какое-то время после. А до него главным баптистом России был тоже интересный человек Василий Александрович Пашков, который был большой благотворитель. До сих пор его почитают некоторые из баптистов.

И даже есть такой подвид баптистов — пашковцы. Пашков был меценатом, помогал и простым людям, крестьянам. Но это баптисты западного происхождения, они в 17 веке жили, а русские молокане — это крайние старообрядцы. Очень много схожего. Они похожи скорее даже не на баптистов, а на анабаптистов, потомков германских переселенцев 18 века в Америке.

Прежде, чем возник баптизм современный, такой более умеренный, сначала образовалась воинствующая секта анабаптистов, которая в крестьянской войне в Германии 1525 года играла некую сакральную роль. Их выгнали из Европы в конце 18 века. И до сих пор в Америке в штате Северная Дакота говорят на немецком языке. Там живут эти аниши, до сих пор они не пользуются электричеством, у них свечи и ездят на лошадях. Наиболее последовательные, наиболее крайние из них живут таким вот образом, как наши молокане.

Армянские молокане сохранили русский язык, они не смешались с армянами, их там мало, осталось несколько тысяч. Три села в Армении, где они живут: Пушкино, другое Лермонтово, а третье Фиолетово.

Ислам в Армении

Ислам в Армении доминировал в период феодальной раздробленности. Армения стала распадаться на княжества. Вот тогда государственность в виде Великой Армении пришла в упадок. И эти княжества стали завоёвывать одно за другим турки-сельджуки.

И в итоге к началу 19 века, даже к концу 18 века вся Армения превратилась в Эриванское ханство. И только в 1827 году, после многочисленных попыток, удалось русским войскам во главе с генералом Иваном Паскевичем захватить крепость Эривань. Был подписан Туркманчайский мирный договор, по которому часть Армении вошла в состав Российской Империи.

Картина художника Франца Рубо «Взятие русскими войсками Эриванской крепости» она напоминает о том, что тогда была масса мечетей. Упоминается минимум о 8-ми, возможно 10-ти мечетях в Эривани и о десятках, чуть ли не 60-ти в близлежащих окрестностях. Сейчас в Ереване только одна мечеть, которая сохранилась до наших дней, остальные были разобраны в советские годы, так называемая Голубая мечеть. Она довольно живописная, в ней находится музей. Кстати, экскурсовод по музею в мечети тётушка армянка, христианка. В арках стоят музейные экспонаты, керамика и т.д. Единственная мечеть и почти единственный мусульманский памятник.

Есть ещё один мусульманский памятник неподалёку от Еревана, ближе к аэропорту. Его довольно трудно найти, мавзолей Пир-Хусейна. Мусульманский князь Хусейн построил мавзолей в честь себя в 15 веке. Сохранилось и изучается арабское письмо на этом мавзолее.

Манихейство в Армении

Одной из серьёзных религиозных реальностей позднеантичного мира на территории Армении был гностицизм. Греческое слово «гнозис» — знание. Любая традиционная религия не гностического типа не скрывает знаний о себе, вы можете не быть последователем христианства или ислама, или еще чего-нибудь, но можете о нём прочитать всё, что угодно. Гностические религии говорят о том, что есть тайные знания, которые доступны только посвящённым и посвящают в эти тайные знания в закрытом кругу, в атмосфере тайны. 

Христианство принесло с собой большой пласт сюжетов, на этой почве гностицизм стал, как бы, новой формой понимания. И вот гностические толки в Армении тоже присутствовали. И самая известная гностическая религия, она даже в какой-то момент почти стала мировой религией, это манихейство. Был такой пророк Мани, который жил в 3 веке н. э. Он имел царское происхождение.

Отец Мани был князь в Сасанидской империи, Патик. Он был такой веротерпимый, мультирелигиозный. В такой атмосфере вырос его сын, Мани, который заявил, что были пророки Будда, Заратустра, Христос, а он следующий за ними. И что он собирал от них всё их лучшее, и он — последний пророк. Примерно так же потом говорил Мухаммад.

Возможно, Мани был армянского происхождения. Получается, что основатель крупнейшей гностической религии был армянин. От неё почти мало, что осталось. Священное писание её мало сохранилось. Это было такое Евангелие от Мани.

Единственный храм манихейства остался в Китае.

В Армении также присутствовал гностицизм другого толка. Была в Армении секта тондракийцев, таких социальных христиан. Что-то тоже типа баптистов, только в древности. Еще одна секта гностиков была на территории нынешней Турции. В одном из городов (в Кападокии, как раз, откуда потом вышли великие кападокийцы, христианские святые) был некий учитель по имени Константин, который основал свою собственную версию гностицизма.

Кападокийский Константин утверждал, что рабы должны быть освобождены, что все люди равны, независимо от социального происхождения. Что женщины и мужчины равны. Затем, отрицались иконы, как у баптистов сейчас, иерархии, духовенство. Очень напоминает протестантов. И учение Константина стало очень популярно. Павликианство это называлось. Они считали себя последователями апостола Павла.

Константин, он обозначил себя как его поклонника и взял имя Савл, как апостол Павел при крещении. И даже какое-то время византийским императорам приходилось воевать вот с этой восточной окраиной, с павликианами. На территории Турции в одном из городов создали даже государство такое теократическое, сакральное государство, куда греки подсылали своих лазутчиков. Один из них, ученый монах, который, прожив у них несколько месяцев, сделал описание этой религии. Оно сохранилось до наших дней.

Но, со временем, византийский император Василий I их разгромил, но они не растворились полностью, а мигрировали в Европу. Если вы помните такие средневековые еретические движения, как катаризм, альбигойцев, богомилов, на Руси – жидовствующих, это вот потомки, последователи тех, кто воспринял идеи армянских павликиан.

Армянская апостольская церковь

Возьмём современную карту Армении и обозначим сакральные центры. Ереван, левее от него духовный центр- это Эчмиадзин, 30 км. Эчмиадзин, он же Вагаршапат. Эчмиадзин — название монастыря, Вагаршапат — город. Там находится монастырь Сурб Эчмиадзин, возможно основанный ещё при Григории Просветителе, а сегодня являющийся резиденцией Армянского Католикоса.

В Армянской Церкви довольно своеобразная система иерархии. Есть Патриарх, как в Эчмиадзине, так и в Константинополе, есть Патриарх в Иерусалиме. При этом главный тот, который в Армении. Это очень важное духовное лицо, да и политическое даже.

Ведущий оппозиционер не стал слушать увещевания Патриарха, когда там были очередные волнения, попытки устроить майдан, и поэтому армяне от него отвернулись. Непослушание Патриарху для армян невозможно. Порядка 7-8 млн этнических армян живут в разных странах мира, менее 3 млн живут в Армении, они придерживаются Армянской Церкви. Есть армяне Апостольской Церкви, есть армяне католики, они просто используют армянский обряд, армянский язык за богослужением, ходят здесь в Москве в католический собор. И есть армяне халкидониты, православные. Не те, что обращены в наше время, а которые ещё с тех времён сохранились. В Москве армяне – халкидониты ходят в собор Василия Блаженного потому, что есть один из 10 приделов храма, посвящён Григорию Армянскому.

Есть в Казани Армянская улица, там всегда была армянская диаспора, тоже купцы, на всём Поволжье были. В окружении мусульман, когда встречаются русский и армянин, они не будут рассуждать, что их церкви чем-то друг от друга отличаются. Они будут считать себя единоверцами. Когда Иван Грозный, его войска штурмовали Казань, армяне специально стреляли мимо из пушек, стреляли поверх голов, чтобы русским было сподручнее Казань захватить. И Иван Грозный приказал один из алтарей в соборе Василия Блаженного посвятить Григорию Армянскому. Армяне-халкидониты ходят в Москве в этот храм. Раз в год там производятся молебны Григорию Просветителю.

В самой Армении масса монастырей. Татев — монастырь на таком каменном острове. Такой каменный остров из разноцветных камней. Туда ведёт крупнейшая в мире реверсивная канатная дорога. Когда-то князь Сюник, из местных князей, в X веке попытался основать крупнейший храм на территории Армении, красивый храм Сурб Понос-Петрос.

Храм семейства Багратуни. Там стоит крепость Амберд, с ней рядом типичный ребристый армянский храм. Большинство храмов действующие, в них проводятся службы. Но, правда, армяне ходят в храмы мало. Когда я, первый раз оказавшись в Ереване, пошёл в армянский храм посмотреть службу, то был удивлен, потому что службы очень короткие. 20-30 минут это вечерняя служба. Литургия воскресная максимум на 1 – 1,5 час.

Но все храмы действующие, они в порядке, алтари стоят, только службы редко. Армяне в храмы мало ходят. В России ходят в храмы больше, особенно в Москве. В Армении в храм ходят в основном женщины. Зато любой армянин первое, что вам вспомнит, что Армения первой приняла христианство, как государственную религию. Это важная основа армянского национального самосознания, Армянская Церковь.

Вячеслав Терехов