Скифское время

Заключительное выступление Павла Зарифуллина в рамках лекториума «Философия времени»

Начало и вторая часть выступления

Эпоха колесниц

Наше евразийское время событийно. С тех пор как наши предки в Великой Степи сначала приручили коня на территории современного Казахстана, а потом изобрели колесо на территории современной Калмыкии,  а в последствии (где-то буквально 2500 лет  до  н.э.,  каких-то  4000 лет назад, в Аркаиме, Синташте на Южном Урале) были изобретены  боевые колесницы, что резко изменило ситуацию на планете. Потому, что на этих боевых колесницах они поскакали в разные стороны, словно сказочные царевичи. И смогли доехать много куда. От Ирландии до Китая весь мир лёг под колесо. 

Этнографы, сторонники идеи «диффузионизма» и «культурных кругов» говорят, что в мире время от времени происходит особое Событие, может быть камень падает с неба в тихий пруд нашего Бытия. И круги от него расходятся в разные стороны.

Неизвестно, что за духовный метеорит свалился на Урал в третьем тысячелетии до н.э. Но с тех пор курганы и колесницы стали неотъемлемой частью культурного ландшафта Человечества.

Возник образ неудержимой тачанки, несущийся лик нашего номадического, живого, космического времени. И все народы признали людей на колесницах богами, потому что у греков Гелиос это бог и у древних евреев пророк Илия на огненной колеснице — небожитель. У египтян фараон  единственный, кто на колеснице, и он же — живой бог. 

Люди, что раскручивают время, и фиксируют его в кристаллы — они разгоняются до какого-то невероятного уровня, практически до скорости света, до скорости энергии времени. Кем эти персонажи могут казаться для окружающих людей, для окружающих народов? 

Ну, конечно же, богами. И – и, раз! Ты ещё здесь, едешь по  траве-мураве, ты ещё с людьми, с духами своими, с женщинами. А потом ты ускоряешься. И, раз — ты уже в мире сфер, ты — с небожителями! А потом обратно. И кто так мог? Так могли только кочевники, номады. 

И если Аристотель и говорил о ком-то, как о «недвижимом двигателе», то он видимо так воспринимал наших кочевых предков, что на боевых колесницах развернули-разогнали свою «эпоху курганов», на всю территорию Евразии. И везде, где они оказывались, появлялись и священные курганы. С ритуальными огнями или статуями героев, а впоследствии —  ступами с Буддой. 

И парадокс возвращения в особую точку, когда пращуры превращались из обычных жителей нашей  земли в богов через резкое ускорение времени, через колесо, он всегда будоражил и взывал к особому вниманию.

Возможно, именно поэтому образ Номада-на-колеснице преследует нашу цивилизацию всякий раз, когда мы погружаемся в линейное время и видим, как оно заиливается, заполняется информационным и событийным шумом. 

И у наших русских суток есть час, когда Номад-на-колеснице вновь напоминает о себе. Это минута зари.

Сфера и сингулярность

Я хотел бы вспомнить об одном о человеке, что нас недавно оставил. О человеке удивительном, любопытном, интересном. Это Стивен Хокинг, который своею жизнью показал, что дух живёт в самых удивительных состояниях человека, ведь Хокинга судьба просто скрючила и связала узлом. Но дух покорил и преодолел и самою судьбу.

Основная идея Хокинга такова:

 Вселенная, какой мы её знаем из основ современной физики возникла где-то 13-14 млрд. лет назад за счёт Большого взрыва. 

С тех пор звёздные галактики едут в разные стороны. Что с этим делать, никто знать не может. Вернутся ли они обратно, никто знать не может. Такая грустная картина для человечества. Либо эти галактики разойдутся в разные стороны, мы уже здесь ничего не увидим, всё остынет. Или они пойдут обратно. Соберутся, и нас прихлопнет за счёт большого сжатия. 

Конечно, вряд ли человечество проживёт ещё 20 млрд. лет. Но люди они по природе своей очень отзывчивые, они переживают, что же будет дальше? Мы же несём ответственность за все эти миллиарды годов и миллионы парсек. В чём и заключается смысл Человеческого: мы отвечаем за те 13-14 млрд. лет назад и 20 млрд. лет вперёд. А тут наша мера ответственности заканчивается, так что же делать? Ну, не паниковать для начала.

Хокинг говорит о том, что мы все возникли из некой малой точки, из «сингулярности», и никто не может знать, что было раньше неё. В какую сторону время ходило – назад или вперёд. Хокинг во многом, отталкивался от теории Минковского и философии Хайдеггера.

Физика Минковского повествует о четырёх измерениях. О четырёхмерном пространстве, в котором мы живём. В нём время соприкасается с пространством через события. 

А Хокинг делает  следующий шаг и говорит: давайте представим себе мир как сферу. 

Гиперсферу нашего пространства, где время будет одной из систем координат. Как меридиан, который идёт от южного полюса к северному полюсу. А вот пространственные координаты широта, высота, долгота будут такими параллелями, что будут с меридианом времени пересекаться. И таким образом вселенная вновь обретает целостность, на которую указал ещё Аристотель. Она вновь представляется сферичной. 

Потому что, есть некая точка-сингулярность на этом глобусе-сфере, например — южный полюс. Представим, что именно там возникла наша вселенная, наше человечество, (или любое явление — например — народ)… Эта точка расширяется, расширяется вместе со сферой и доходит до экватора, раздувается до галактических размеров своей сферы, но потом вновь начинает сужаться. А потом на северном полюсе наше «время-пространство» резко схлопывается, и мы опять возвращаемся туда же, откуда приплыли. 

Возвращаемся к исходной точки сингулярности.

И всё благодаря тому, что мы находимся во времени. Если бы мы не находились во времени, то никуда бы и не дошли, ни к какому полюсу. 

Русское время и скифская сингулярность

Вот эта замечательная идея мне очень понравилась и вот почему. Я изучаю много лет такое очень странное влияние, сопоставимое с влиянием инфракрасных лучей, невидимых гиперпространств или радиации. Исследую влияние на русскую историю истории скифской.

 Скифы появляются в России всегда в определённый момент. Один мой знакомый говорил про одну социальную группу, которая приходит в полночь. Был у меня приятель. Он всегда бормотал: «Фашисты приходят в полночь».  

Но если фашисты в полночь, то скифы, конечно же — на заре! В сезоны больших солярных пожаров.

Русская история несёт в себе странный закон повторения. В определённый период своего существования русское время ускоряется и переполняется событиями. Вот как раз,  когда эти события наслаиваются друг на друга с бешеной скоростью — именно тогда мы вновь обретаем скифов. 

Меня всегда интересовало, почему они выскакивают в эпоху катастроф. Впервые о скифах заговорили в русской истории в 1812 году. Первым их увидел Наполеон, узрев, что русские бросили свою столицу и на прощание сожгли. Он закричал – «Скифы, это же скифы! Я вас узнал». И немедленно Денис Давыдов надел черкесскую одежду и объявил скифскую партизанскую войну Бонапарту. И скифов оказалось Множество. Они резали французских фуражиров, травили колодцы, делали засады. Это 1812 год, год максимального напряжения русской истории. 

Появились скифы, и пришли на помощь, измотали Наполеона и потом исчезли, как и не было их. Невероятная история, интереснейшая, но куда она заведёт нас дальше? 

Скифов ждали 100 лет. Они появились ровно в 1917 году, когда русский народник Иванов — Разумник собрал возле себя в сборнике «Скифы» всех звёзд серебряного века: Есенина, Брюсова, Белого, Пастернака, Петрова-Водкина, Прокофьева, Клюева. И отдал им лево — эсеровские газеты и сделал их знаменитыми среди масс, потому что эти газеты в 1917-18 году выходили миллионными тиражами. И Александр Блок мог реально на 1/6 часть света закричать: «Да, скифы — мы!».

Стали популярными Блок, Есенин у народа, не в куртуазных салонах, маленьких зальчиках, а  действительно, «как  на стадионах», как сказали бы сегодня. 

И вновь Скифы, выпрыгнули Из-ниоткуда, как бы из небытия. Будто из древнего кургана из его тысячелетнего паркинга выкатилась колесница-тачанка, а в моду вошли скифские войлочные шлемы – буденовки. И мир запечатлел гигантские конные ристалища в Великой степи, на юге России. Песня «Боевая колесница, пулемётчик молодой» предстала гимном гражданской войны. 

Откуда эти скифы взялись? Получается, что они откуда-то пришли, подарили нам сборник «Скифы» и потом так же стремительно исчезли. «Политические скифы» левые эсеры, соратники «Скифов» литературных помогли взять Ленину власть над крестьянской страной. А потом будто испарились.

Словно бы «Скифы» перенесли Россию над бездной. От гигантского количества событий в русской истории открылись некие створки, и проявилось — Скифское время!

 Когда Русское время накалилось до бела, до скифского плазменного состояния. Выскочили скифы, а потом опять исчезли. На 100 лет.

Но вот так получилось, что скифы зашевелились в России вновь, как раз, в 10-х годах XXI века. И когда мы возрождали Скифское движение («Новые скифы») с Александром Секацким в Санкт- Петербурге в 2011 году, мы не знали ещё, что нас ждёт. И зачем вообще всё. Просто делали, заново отливали Скифов в новые формы и формулы. 

Но достаточно быстро начались революционные, судьбоносные изменения в истории России. Потом случилось присоединение Крыма. И новые сражения в южнорусских степях Донбасса. И идёт война в Сирии, где «во времени оно» Скифы проносились на золотых колесницах.

И «Новые скифы» во всех этих проектах незримо присутствуют и очень активно изменениям способствуют. Например, в Крыму во время референдума о присоединении Крыма к России. «Новые скифы» ездили по избирательным участкам и агитировали крымских татар переходить на нашу сторону, говоря, что мы возвращаемся «Домой», что вас не правильно информируют о том, куда мы идём. Мы идём обратно в Золотую орду, вы должны голосовать за воссоединение Крыма с Россией. 

В  один из мартовских дней 2014 года я понял, что ничего не получится, пока мы не поедем к пращурам. Мы приехали в Неаполь скифский под Симферополем и попросили предков, чтобы они способствовали воссоединению Крыма с Россией. И после нашего обращения всё пошло, как по маслу. 

Новая Махабхарата

И скифы пока не уходят никуда, Скифское время оно в разгаре! И если мы посмотрим на всё происходящее сейчас с точки зрения теории времени то, что же такое скифское время для русской истории? Это будет особая точка, сингулярность Хокинга, но для русской жизни, для русской истории. Это точка, из коей мы однажды возникли. Тысячу лет назад или пять тысяч лет назад. И когда наша история переполняется событиями, накаляется страстями, пассионарностью, то на секунду мы ускоряемся или на какие-то доли секунды. Мы ускоряемся до невероятной скорости, и вновь возвращаемся к точке сингулярности. Мы прорываемся опять на полюс, на курган, из коего однажды ушли. Мы возвращаемся к детству нашей цивилизации. 

К скифам, что приехали однажды в буденовках на тачанках с Алтая и Южного Урала, из Аркаима и Синташты. К предкам, оседлавшим оленей, коней и колесо. В золотую эпоху, когда Кришна и Индра лихо разъезжали на тачанках-ростовчанах по Индии. Мы прикасаемся к священному «времени оному», из коего родилась наша страна. 

Белые дыры

И есть полное ощущение, что у нас сейчас праздничное время, скифское время, когда створки бытия на секунду открываются и неисповедимый свет проникает в нашу камору! 

Створки миров распахиваются будто звёзды, энерго-временные электростанции Николая Козырева! Над тихой юдолью открываются белые дыры!

И наступает сияющая переполненность, Скифское время, когда Россия на десятилетия наполняется Светом!

Павел Зарифуллин