Иран в русском бессознательном. Друзья Бога

Вторая часть лекции Павла Зарифуллина «Иран в русском бессознательном» в Музее Востока в рамках проекта «Белая индия». Первая часть здесь

Имам Махди

Иранские гастроли Председателя Земного шара

Вот он и доплыл! 

Джигарханян – Макс не доплыл по своему канату, как Солнце до английского посольства, а Хлебников доплыл, будто сказочное светило! 

И прибыл он в чаемую страну со специальной миссией.

Из письма Велемира Хлебникова: «Уезжая из Баку, я занялся изучением Мирза-Баба, персидского пророка, и о нем буду читать здесь для персов и русских: «Мирза-Баб и Иисус».

Энзели встретило меня чудным полднем Италии. Серебряные видения гор голубым призраком стояли выше облаков, вознося свои снежные венцы.

Черные морские вороны с горбатыми шеями черной цепью подымались с моря. Здесь смешались речная и морская струя, и вода зелено-желтого цвета. Закусив дикой кабаниной, собзой и рисом, мы бросились осматривать узкие японские улицы Энзели, бани в зеленых изразцах, мечети, круглые башни прежних столетий в зеленом мху и золотые сморщенные яблоки в голубой листве.

Осень золотыми каплями выступила на коже этих золотых солнышек Персии, для которых зеленое дерево служит небом.

Это многоокое золотыми солнцами небо садов подымается над каменной стеной каждого сада, а рядом бродят чадры с черными глубокими глазами.

Я бросился к морю слушать его священный говор, я пел, смущая персов, и после 1 часа боролся и барахтался с водяными братьями, пока звон зубов не напомнил, что пора одеваться и надеть оболочку человека – эту темницу, где человек заперт от солнца и ветра и моря».

Персидский пророк Мирза-Баб

И что же с ним дальше приключилось в волшебном Гиляне с Велимиром свет нашим, с Председателем Земного Шара? 

Местные жители приняли его за дервиша, святого человека. Стали кормить, поить, давать ему опиум, и зажил он в Энзели припеваючи! Ходил босиком по базарам и ему там ноги вытирали. Он читал всем стихи тихим языком и рассказывал на русском о тайне чисел, о тайне времени, о том, как он подготовил Октябрьскую революцию путём математических исчислений. Очень быстро научился говорить по-персидски. 

Вся местная верхушка революционной Красной Армии была тоже от него без ума, и они публиковали его поэмы в революционных газетах для солдат и матросов на заумном диалекте. Солдаты и матросы с удовольствием слушали его футуристический язык. 

Конечно так не бывает. В обычные эпохи ни солдаты, ни матросы, ни наши и не их граждане никого не слушают, особенно странных персонажей вроде Хлебникова.

Но тогда было поразительное время. И словно бы звёзды заговорили сквозь людей. А тонкий слой атмосферного серебра, незримо разделяющий невидимой плёнкой зеркало между Ираном и Русью колыхался, как занавеска на морском ветру. 

И запускал целые потоки поэтов, ангелов, трикстеров, моряков, революционеров туда и обратно: из Руси в Иран из Ирана на Русь!

Велимира Хлебникова персы за одухотворенное лицо, рубище и скитания по пустыне прозвали «гуль-мулла», священник цветов.

Велимир Хлебников

Однажды в харчевне, где все курили опиум, случился пожар, все сгорели, а  Велимир заснул, потом вышел из пламени, отряхнулся и ушёл. С тех пор в народе пошли толки, что вот он — святой человек, может быть Тот-Самый, кого так давно ждём? Не Махди ли это пришёл?, — перешёптывались гилянские жители. Есть документальные факты об этом. 

Потому что Велимир пришёл с Севера, а однажды с Севера в Иран должен прийти Спаситель. Ведь и Заратустра пришёл туда с Севера.

Что это за Спаситель, мы вам расскажем. Но намёк на него есть в прекрасном стихотворении Велимира Хлебникова, которое называется «Ночная иранская песня». 

«Ночь в Персии. Морской берег.
Небо. Звезды. Я спокоен. Я лежу.
А подушка — не камень, не перья:
Дырявый сапог моряка.
В них Самородов в красные дни
На море поднял восстанье
И белых суда увел в Красноводск,
В красные воды.
Темнеет. Темно.
«Товарищ, иди, помогай!» —
Иранец зовет, черный, чугунный,
Подымая хворост с земли.
Я ремень затянул
И помог взвалить.
«Саул!» ( «Спасибо» по-русски.)
Исчез в темноте.
Я же шептал в темноте
Имя Мехди.
Мехди?
Жук, летевший прямо с черного
Шумного моря,
Держа путь на меня,
Сделал два круга над головой
И, крылья сложив, опустился на волосы.
Тихо молчал и после
Вдруг заскрипел,
Внятно сказал знакомое слово
На языке, понятном обоим.
Он твердо и ласково сказал свое слово.
Довольно! Мы поняли друг друга!
Темный договор ночи
Подписан скрипом жука.
Крылья подняв, как паруса,
Жук улетел.
Море стерло и скрип и поцелуй на песке.
Это было!
Это верно до точки! 

Друг Бога

Чтобы просто, не утонуть в наших бесконечных изысканиях поэтических и историософских, давайте теперь на иранской теологии остановимся. Кто такой Махди с точки зрения Ирана и иранской теологии? Это Спаситель из рода Мухаммеда, который придёт и покончит со всем безобразием на земле царящим. 

И так получилось, что когда Мухаммед умер, очень долго не могли поделить его наследство. Как уж водится в таких случаях. И большинство арабов, что плевались в Мухаммеда при жизни, сказали, что давайте себе устроим демократию, выборность  и выберем халифа. Порешили и сделали. И с тех пор потомки и последователи тех людей именуются сунниты. 

Но была ещё группа или некая партия – «шиа», по- арабски «партия», которые сказали, что руководить мусульманской уммой может только потомок пророка. А потомков было ограниченное количество, это дочь Фатима и его племянник Али. Вот от них родились потомки пророка, которые должны были нести священное знамя ислама в будущем. Их последователи — шииты от слова партия – шиа. Т.е. «шиа Али», «фракция» Али. Они исходили из теократического принципа, считая что потомки Мухаммеда, априори избраны Аллахом, они возлюбленные богом. У них появились такое понятия, как «валайат»  и «Дустан-э Худа». 

Имам Али

Валайат означает «дружбу», «защиту». Авлийа Аллах (по-персидски Дустан-э Худа) – это «Друзья Бога» и «Возлюбленные Бога»; в строгом смысле слова это пророки и Имамы, элита человечества, которой божественное вдохновение открывает свои тайны. «Дружба», которой одаривает их Бог, делает из них духовных Вождей человечества. Вверяя себя их водительству, каждый из их адептов приходит к самопознанию и соучаствует в их валайате. Идея валайата говорит об инициатическом руководстве со стороны Имама, посвященного в тайны доктрины.

Т.е. это помеченные, избранные Аллахом люди, способные править по справедливости всем человечеством. (1)

12 потомков Фатимы и Али сразу были взяты под жёсткий контроль суннитами и находились в специальных лагерях, ну не в клетках, конечно. Первых детей Али, мы знаем, просто уничтожили, Хасана и Хусейна. И есть в Иране, по этому поводу, трагический праздник-очищение «Шахсей-Вахсей», когда шииты режут себя ножами, гвоздями, как бы вспоминая Хасана и Хусейна. 

Но вот 12 справедливых имамов по очереди до смерти удерживались сначала омейядами, а потом халифами аббасидами в лагерях, в специальной ссылке. В конце 9 века у последнего имама Аскари родился сын, который пропал в детстве, и только некие, шиитские богословы имели с ним тайную связь. 

Имам пропал неподалёку от Багдада, к северу от него в лагере под Самарией. Тогда началась малый срок сокрытия до, якобы, 72 лет, пока 12-й имам Махди не ушёл в большое сокрытие, в котором он находится по сию пору. (2)

И только через духовные практики, через световые озарения можно с ним общаться. А куда же ушёл Махди? В специальную северную ангельскую страну, под названием Хуркалья. По одной из версий она находится над священным городом Балхом, это рядом с афганским городом Мазари-Шариф в Бактрии. Балх был и родиной древнего пророка Заратустры. По другим сведениям Хуркалья где-то на севере, возможно в России, в Российской Федерации. 

Махди там пребывает с ангелами, а со всеми людьми, что верят в него, он через сердце своё поддерживает отношения. Поэтому шииты всегда презирали власть земную и относились к ней как к чему-то преходящему. Они разбрелись по всей Ойкумене, как и несториане Церкви Востока, искавшие своё царство апостола Фомы, царство пресвитера  Иоанна. А шииты искали  Хуркалию,  где находится их Махди, который, однажды, вернётся и наведёт здесь порядок, обязательно наведёт, это каждый шиит знает.

Имам Махди

Поэтому любая власть светская королей, будь они там сунниты – мусульмане или христиане – крестоносцы, будь они раджи индийские для правоверного шиита является преступной. Нам это мировоззрение может быть понятно через житие русских староверов, что жили и живут по сходной религиозной и политической программе. 

Поэтому если с чем-то и сравнивать Хуркалью, со структурной точки зрения, то здесь, мы обращаемся к духовному наследию, что всегда нас так тревожит и беспокоит. Это легенды о Беловодье, Шамбале, стране избранных, стране светлых и просвещённых, где и находится священный царь. 

Назовём его как угодно — сокрытый имам, пресвитер Иоанн, Иван-Царевич, но эта песня нам, русским, очень близка и понятна, песня о сокрытом имаме Махди.  

Пророк звёзд

Можно, порассуждать, был ли Хлебников тем самым сверхчеловеком, за кого его принимали неграмотные персидские крестьяне?! 

Сказать этого мы вам точно не можем, мы-русские сами Хлебникова отвергли со всеми его математическими знаками, законами времени, со звёздным языком и умер он под телегой от тифа. Ушёл к звёздам своим. Последнее, что он написал, это была «Песня песней», сверхповесть пророка Зангези, состоящая из новых звёздных букв, слов, нового ангелического говора. Велимир пророчил возрождение пути небесного для людей, возвращение человечества к звёздам. 

Велимир Хлебников

Пророчество его сбылось довольно скоро. 

А в нашем повествовании он побывал, как святой или шаман, как дервиш-хаджи в двух мирах. На святой Руси его поэты «короновали» Председателем земного шара, ну а в Персии, в зазеркалье святой Руси, в нём крестьяне гилянские угадывали Спасителя.

Он ушёл из Персии. Русские его как выдвинули так и забыли, «священного гостя» не приняли, не все печати, знать, были сняты. Приход гостя-пророка оказался отложен. 

Иван-Царевич как Махди

Но идея, что мы все ожидаем Спасителя, продолжает вертеться вокруг Руси и не исчезает никуда. Идея та была заводной пружиной Великой Октябрьской Социалистической  революции, ожидание Ивана-Царевича, что прекрасно запечатлел Достоевский в «Бесах», — мечту о сокрытом тайном царе. 

Герои Достоевского говорили о сакральном вожде «Иване-Царевиче», вокруг которого революционеры создают боевые пятёрки. Его он писал с императора Иоанна Антоновича, заточённого в Шлиссельбургской крепости и зверски убитого. Но, по сведениям старообрядческих согласов, царь сей сокрыт в тайно ходит по Руси неузнанным. 

И именно под него нужно создавать партизанские отряды. Это так понятно было и дворянам, которые ждали справедливого претендента на престол вместо надоевших Нарышкиных – Гольштейн — Готторпов, и совершенно понятно простому люду, ждавшему воплощённой Правды, что де «на небо ушла», спасения от алчности и разбоя со стороны князей, бояр и попов. 

Иван-Царевич

Вот вам и готовый «сокрытый имам», он же Иван-Царевич. 

Очень много мы беседовали на эту тему с Гейдаром Джемалем. Он всегда соглашался — «Ну, а что, ты переживаешь. Пусть Махди называют Иваном-Царевичем. Я готов его так называть. Если наш вождь решил так себя называть, так пусть и именуется — Иван -Царевич. И пребудет с ним милость Аллаха!».

Ну а мы должны просто составлять боевые пятёрки, чтобы Иван-Царевич, если называть таким псевдонимом нашего единственного Вождя, Фюрера, Ведомого, чтобы Иван-Царевич скорее объявил о своём Приходе и появился среди нас как наш истинный глава на Земле. (3)

Миссия Али Шариати

Исследуя тему Сокрытого Царевича я списался с немецким и русским социологом Мануэлем Саркисянцем, автором бестселлера «Россия и мессианизм». Себя он называл «последним русским народником» и в конце жизни жил то в Германии, то в Мексике.

Так вот во второй части своей книги «Россия и мессианизм Востока» (4) Саркисянц, много лет проживший в Иране обратил внимание на схожесть архетипа «Сокрытого имама» и народного революционного вождя. Он так и писал: от идеи Махди к мифу о Ленине?

В 60-е и 70-е годы в самом Иране прозрения Саркисянца подхватил учёный, революционер и религиозный философ Али Шариати. Он был автором концепции «Модернизация без вестернизации» и разработал доктрину «красного шиизма». (5) Он утверждал, что «мы должны совершить революцию на левых принципах, социалистических  принципах, но с идеей ожидания сокрытого Имама». 

Революционер и религиозный философ Али Шариати

 Т.е. у нас будет не чёрный шиизм шахов-сефевидов, а у нас будет красный шииизм революционеров, социалистов. 

Он напитался этими идеями по результатам создания и гибели Гилянской советской республики, а также, учась в Сорбонне и изучая Жана-Поля Сартра, Франца Фанона и нашего Мануэля Саркисянца. Также Шариати был близок к лево-радикальной партии федаитов «жертвователей» Хасана Зарифи. (6) Их можно сравнить с русской партией эсеров. В Иране тогда были и свои большевики — партия Туде. Были и народники, сторонники религии и социализма — федаиты, бомбисты и городские партизаны, напоминавшие русских социалистов-революционеров. 

Шариати воззвал к Имаму Махди через социалистические красные лозунги. Федаиты вели непримиримую войну с шахским режимом и всё подготовили для революции, как эсеры всё подготовили для того, чтобы большевики в 1917 году пришли к власти. 

А федаиты всё сделали для того, чтобы сковырнуть шахский режим и аятоллы начали править страной. И впервые получилось так, что шииты создали своё государство официальное. Была разработана концепция «валайат-е-факих» — правление богослова. 

Это произошло под влиянием Шариати, который считал, что во главе исламского идеального государства должен стоять один лидер – «высокообразованный последователь Бога», «просвящённый разумом человек («роушанфекр»), (7) который поведёт за собой революционные массы и преобразует шиитское общество. И тем очень сильно повлиял на аятоллу Хомейни и на будущее конституционное устройство ИРИ.

И сегодня мы наблюдаем Исламскую республику Иран, которая построена на принципах, на энергетике революционных пророчеств на грани эсхатологии, ожидания сокрытого царя, одновременно революционного духа социализма. (8) Идей, что бурлили в Иране в течение столетия. Они привели к созданию Исламской республики  Иран, дружественного нам государства. 

Иран — 2018

Этот Иран совсем другой, чем был показан в кино «Тегеран-43». В нём хорошие дороги, современные дома и технологии. По причине санкций против них, иранцы научились сами делать практически всё — от комбайнов до телевизоров. То есть концепция Шариати, по сути придумавшего современный Иран, выполнена: модернизация есть, вестернизации — нет!

Там все обеспечены, нет бедных, там исламский банкинг, где дают тебе деньги, но ты не платишь лихву. 

Но когда туда попадаешь, всё равно появляется особое ощущение ожидания сказки, потому что эта страна для наших людей была и остаётся былиной, именно русской сказкой. Привкус, неуловимый дух тридесятого государства, родом из нашего детства, из книжек с картинками. Ведь даже изображения дворцов Ирана — это словно фотографии из русской сказки, я считаю, как русские эстетически понимают рай. 

Дворец Голестан

О слюдяных окнах Розовой мечети, львах Персеполя или зеркалах и планетариях хрустальных замков Ирана я мог бы рассказывать часами.

Лишь отмечу, что слово «парадиз» — это попавшее к нам с Запада искажённое слово «Пасаргады» — сад-дворец иранских шахов.

Под гром балалайки!

Но с другой стороны, мне не даёт покоя визит Велимира Хлебникова в северную Персию. Я не могу остановиться.  

Если бы меня спросили,  каким бы я хотел видеть возвращение Махди, сокрытого имама или Ивана Царевича, как должен выглядеть его радостный приход?  Я бы хотел видеть триумфальное возвращение Царевича (которое все ждут на самом деле, все, конечно, говорят, что может быть не надо, но потенциально ждут) вот таким образом, чтобы Махди вернулся именно так 

Снова мы первые дни человечества!
Адам за Адамом
Проходят толпой
На праздник Байрама
Словесной игрой.

В лесах золотых Заратустры,
Где зелень лесов златоуста!
Это был первый день месяца Ая.
Уснувшую речь не забыли мы
В стране, где название месяца — Ай.

И полночью Ай тихо светит с небес,
Два слова, два Ая,
Два голубя бились
В окошко общей таинственной были…
Алое падает, алое
На древках с высоты.

Мощный труд проходит, балуя
Шагом взмах своей пяты.
Трубачи идут в поход,
Трубят трубам в рыжий рот.

Городские очи радуя
Золотым письмом полотен,
То подымаясь, то падая,
Труд проходит, беззаботен.

Трубач, обвитый змеем
Изогнутого рога!
Веселым чародеям
Широкая дорога!

Несут виденье алое
Вдоль улицы знаменщики,
Воспряньте, все усталые!
Долой, труда погонщики!

Это день мирового Байрама.
Поодаль, как будто у русской свободы на паперти,
Ревнивой темницею заперты,
Строгие грустные девы ислама.
Черной чадрою закутаны,
Освободителя ждут они.

Кардаш, ружье на изготовку
Руками взяв, несется вскачь,
За ним летят на джигитовку
Его товарищи удач.

Их смуглые лица окутаны в шали,
А груди в высокой броне из зарядов,
Упрямые кони устало дышали
Разбойничьей прелестью горных отрядов.

Он скачет по роще, по камням и грязям,
Сквозь ветер, сквозь чащу, упорный скакун,
И ловкий наездник то падает наземь,
То вновь вверх седла изваянья чугун.

Так смуглые воины горных кочевий
По-братски несутся, держась за нагайку,
Под низкими сводами темных деревьев,
Под рокот ружейный и гром балалайки.

Вот под гром балалайки, под Навруз труда Спаситель обязательно вернётся в Иран и в Россию. А Ночное Солнце взметнётся ввысь из чёрной прорвы!

Вверх и отныне — навсегда вверх!

Павел Зарифуллин

Ссылки:

(1) Corbin Henry «Histoire de la philosophie islamique». Paris, 1968

(2) Павел Зарифуллин «Приход сокрытого имама Махди и доктринальные основы шиизма»

(3) «Иван-Царевич как Махди» Беседа Павла Зарифуллина и Гейдара Джемаля

(4) Вторая часть книги Саркисянца издана на немецком языке «Russland und der Messianismus des Orients», 1955 

(5) Shariati Ali “Man and Islam: the free man and the freedom of man”

(6) Дорошенко Е.А. «Шиитское духовенство в двух революциях», М. 1997 , 171

(7) Shariati Ali “Jihad and shahadat”

(8) Павел Зарифуллин «Рождение иранской теократии»

Рождение иранской теократии