Новые Боги. Подарки храма Окса

Эго

Одна из главных проблем в России, а может быть и всего мира на сегодня — это проблема Эго.
Фрейд бы назвал «слабое Эго», а Юнг по-своему. А мы назовём просто Эго, чтобы не путаться. Эго как несуразная, вопиющая, доводящая до помешательства Гордыня!

Она поедает ныне людей, как пирожные, только причмокивает! Капитализм благодатный период для Эго. Он пестует индивидуализм и раздувает в народах Эго, как стеклодув. С помощью ФБ, Инстаграмма, лозунгов «Отдыхай!» и идеологии «Потребляй!»
Картинки Инстаграмма суть иконостасы мира сего.

Эго превращает человека в пузырь. Поэтому в мегаполисах духовно жить сложно. Бесконечное количество пузырей сжимают города с резиновым треском. Когда кто-то лопается — на его место немедленно набухает новый.

Православие никак не борется со смертным грехом гордыни, а ислам с кибром. Потому Иблис, потерявший Свет из чванства — это не единственный кого мы потеряли.

Сейчас теряем автоматически все следующие поколения людей. Потому что молодым людям Эго не даёт становиться взрослыми.

Потому и не возникает поколенческой субкультуры, ведь для этого нужно сбиваться в стаи. А где вы видели стаю самодовольных блоггеров? Стая, коллектив, поколение — это ризома, живоносная цепочка из людей, суперпозиций и молекул. По ней спешит кровоток, плывут энергетические волны, приливы и отливы. Но Эго создаёт для поколения страты и плотины, загоняет стаи в зверинцы Инстаграмма, оцифровывая человеческие порывы.

Цифровая экономика — основа современного Капитализма. С каждого сетевого скворечника кому-то капает по доллару. Потому Эго и Капитал будут укреплять друг друга. Они как спруты переливаются и уже непонятно где кто? Вот зад Бузовой на Мальдивах, а вот страшный Али-баба, мгновенный торговец воздухом.

И на этом надувательстве взрослеют наши дети, Эго забирает самых лучших и раздувает их фейсбучную гордыню до великанских размеров. Если они сходятся для коллективного фото, то короны сыпятся с их головушек, как горох. Ни к одному на хромой козе не подъехать. Только на перламутровой карете журнала «Зе Ворлд». Тогда они подумают ещё, разговаривать с нами или нет.

Поскольку, как я уже говорил, старые боги бороться с Эго не собираются. Ну никак. И более того, попы и муллы дарят друг другу священные книжки из брюликов, щеголяя какой крест или полумесяц толще от голда. И потому возник в наших евразийско-скифских кругах закономерный вопрос:

Как Эго победить? Да молодых наших уберечь?

И было принято решение в стиле приключенческих романов Жана Рэ и Лавкрафта.
Отыскать новых богов.

Эти тревожные книжки у меня однажды украл из квартиры Олег Котрунов. Потому я буду цитировать из них дальше по памяти.

Наше приключение будет битвой образов «активного воображения» с Эго. Не по Юнгу и Фрейду, но пожалуй по Хиллману. (1)

Сознание и Бытие

Эго может победить только Любовь. Любовь — это не один, а двое. Или больше. Народ, например, что ты любишь. Страна. Родные просторы.

Или ребёнок, женщина, зверь. Нам нужны боги, несущие в себе субстанцию Любви, её световую стихию. Иные для смирения Гордыни и Капитала не подойдут.

Проблема Эго — это и продолжение философской битвы Сознания и Бытия за превосходство в этом мире.

Сознание человеческое (или философское по Декарту) объявило о своей первичности и с тех пор лихо шагает по планете. На феномене восстания Сознания против Бытия стоит современная западная цивилизация. Наша же русская философская мысль исходит из идеи «всеединства». По сути она предлагает философский договор между Сознанием и Бытием.

Контракт между человеческим мозгом и Природой: то есть — соглашение с миром, животными, богами, женщинами…

Любой договор в той или иной степени основан на комплиментарности, то есть симпатии или любви.

Но ныне мир поменялся. В нём всё больше несуразностей, Бытие глючит, народы смело маршируют в печь глобализма. С таким ли Бытием у нашего Сознания договор?

Старые пакты прохудились, цифровое время сжирает их, как офисный шрёдер.
Нужны новые отношения с Бытием и с хозяевами Бытия — богами. И нужна новая комплиментарность, то благодаря чему, мы достигнем с Бытием чаемого «всеединства».

Опять нам нужна Любовь. Новая Любовь!

Рюмы Шишкина

Олег Шишкин

Боги по преданию находятся на краю света. Край Русского Света, он в разных местах. Например, на Чукотке. Или на Аму-Дарье. На Чукотке мы были — айда на Аму-Дарью!

С собой в Таджикистан в эту экспедицию, сравнимую с фильмами про Индиана Джонса, я взял телеведущего Олега Шишкина. Он у нас по паранормальным явлениям.

Внутри него живут интересные силы, которые ловко борются с шишкинским Эго.

Это было любопытно наблюдать в Душанбе. Во многих шашлычных встречались официанты изучающие английский язык по программе «Полиглот», где Олег учился у лингвиста Петрова.

Они аккуратно так подходили и шептали: «Ну ведь вы же, как вас, Шаш-кин?». Олег театрально закатывал глаза: «Ну, да, вы не ошиблись…» В это время Эго вылезало из него и как надутый резиновый баллон заполняло собою забегаловку вместе с шашлычниками и шашлычествующими.

Но тут же происходило другое явление. Из Шишкина вылезали духи и протыкали Эго подготовленными шилами. Эго пряталось в шишкинскую голову и прижимало уши, как нашкодившая кошка. Чтобы сново вылезти при случае, как ни в чём не бывало. И опять быть битой. Ведь Эго по природе глупо.

Что это были за духи? Возможно древние языческие духи Москвы, откуда он родом. Их идолы-рюмы, когда-то стояли у таганского холма в Рюмином переулке. Вот с этими рюмами можно было найти общий язык. Они спасали Олега от помешательства. Они же вызвались принять участие в странном и нелёгком деле — поиске новых богов.

Рюмы они, как эльфы или гномы или домовята — хулиганистые ребята!

Вокруг меня постоянно возникали глупые и смешные ситуации. Так веселились рюмы Шишкина.
То индус пристал ко мне в лифте отеля, толстый, усатый и в очках, как из кино: Хау а ю? Уэа а ю фром?

Раша говорю, бизнес. Чего ему знать наших сакраментальных планов. А он лепечит — какой, дескать бизнес? Стреляю наугад: сельское хозяйство! И попадаю в яблочко: индус прыгает в лифте, как мячик, кричит: я главный в Индии по эгрикалча! Мне срочно нужны партнеры в Раша! Я давно их искал!

Думаю, надо прорываться. Встречаемся в лобби через 10 минут! И выпрыгиваю из кабины.
Посколько мне и вправду нужно в лобби, устраиваю переодевание. Снимаю тройку, одеваю скифскую майку и очки из лазурита. Подарок афганского князя Белой индии.

В холле близорукий круглый индус уже катается взад-вперед. Ищет русского в партикулярном платье для суперсделок по зерну и репе. Меня не узнаёт. И только рюмы Шишкина хихикают из-за стойки ресепшн.

На Юг!

Или подходит ко мне седоусый круглолицый декан в Славянском университете. Мы говорит, виделись с вами в Баку 27 сентября. Это, отвечаю, вряд ли, но мы вчера точно виделись в фитнесс-зале «Шератона» в бассейне. Мужик краснеет и подпрыгивает.

Конечно, он там плескался со здоровой бабой-казашкой. И так запалиться!

Сценки из анекдотов и комиксов были поставлены рюмами Шишкина на поток. Он и сам всё время прихихикивал, изображал то восточного человека с базара, потешно ломая русские слова, то Никиту Михалкова, то пьяного Ельцина. Иногда хохотали до слёз.

С рюмами Шишкина и самим Шишкиным отправились ранним утром на огромном джипе вон из Душанбе — к таинственному храму Окса.

Храм Окса располагался там, где воды Вахша и Пянджа сливаются в один поток реки Окс (Амударья). Согласно представлениям древних жителей здесь рождалось божество великой реки. Поэтому и было возведено еще в ахемендскую эпоху святилище, посвященное реке Окс, божеству Воды и родственным божествам.

Почему именно туда? Почему за богами непременно туда?

Ольга Ладыгина — слева

Ольга Ладыгина — Председатель Гумилёвского Клуба Душанбе бесконечно расхваливала нам храм Окса, будто продавала бухарский ковёр на рынке. Вместе с ней и с её мужем Анатолием мы изъездили Таджикистан, составляя магический атлас по сакральной географии. Но храм Окса Ольга выделяет особо:

«Здесь веками, а храм действовал и в первые века до нашей эры, люди молились, воздавая хвалу богам. Со словами благодарности они провожали Солнце на закате и с радостью встречали его первые лучи на следующий день. Благодать разлилась и повисла словно облако, вобрав в себя добро и блаженство. Именно это я и ощутила, переживая присутствие божественной гармонии. Очевидно, это древние греки и называли Космосом. Все душевные токи пришли в согласие, тихий покой разливался в душе, распространяясь по всему телу. Рацио не работало. Вот за чем я приехала сюда – пережить присутствие божественного…».

Вот она тема: поиск божественного, нуминозного, способного заново найти общие основания для мира и жизни с рацио. Примирить Запад и Восток. Сознание и Бытие!

Это притом, что от старинного собора на реке сохранились только развалины.

Интуиция подсказывала, что в заброшенном храме нас ждут особые встречи. И наш маньчжурский компас с грифонами и драконами, указующий всегда на Сокровища Света — показывал строго на Юг.

Сходно страшные герои Жана Рэ отправлялись на поиски некогда великих богов:

– Вот оно! – радостно осклабился он. – Друзья мои, обещаю вам золота полный трюм! Анахарсис, глашатай божественной воли, через последнего потомка завершает свою миссию. Так значит, века и тысячелетия фантомам не помеха!
Господин Ансельм озаботился:
– Уточни, в каком направлении двигалась тартана последние часы.
– Прямо на юг, – едва слышно прошептал раненый, когда Дуседам перевел вопрос. 
– А что?

(Жан Рэ «Мальпертюи»)

Пасторали бактрийских грёз

Мы едем строго на юг из Душанбе в сторону чудесной Дарьи-реки, попадая в гранатовые и лимонные сады. Ах, упоительные медовые лимоны! (выведенные лучшими русскими ботаниками) Сладкие словно апельсины! Будто на королевской карете маркиза Карабаса с колёсами из гранатово-лимонных дисков катим-катим по солнечной Бактрии — древлей стране тысячи городов!
Нас приветствовала легендарная Бактрия, раскинувшаяся по Узбекистану, Таджикистану, Афганистану и Пакистану от Памира до Гиндукуша.

Аму-Дарья столетия была религиозной границей между цивилизациями Ираном и Тураном. На юге от реки поклонялись асурам, а на севере — дэвам.

Но однажды возникла Бактрия, которая примерила Север и Юг, Запад и Восток, храмы огня Заратустры и скифский «звериный стиль».

Страна-подкова, ограниченная со всех сторон кроме Запада горами, с извилистыми реками и плодородными почвами когда-то была цветущим садом и центром мировой культуры.

Она считается прародиной пшеницы, о плодородии земель между Аму и Индом греки слагали легенды. Это месторазвитие со времён Античности на картах сакральной географии именовали раем. Там зёрна были равны европейским колосьям (по мнению Страбона), а сады утопали в роскошных фруктах. С тех пор, как в Бактрию вломились Македоняне, на многие столетия это пространство стало местом синергии культур — эллинской, огнепоклоннической и буддистской.
Буддизм Кушанского царства свил здесь иератическое гнездо. На месте бактрийских городов находят великолепные статуи Будды. Самый величавый Спящий! Он отдыхает ныне в Национальном музее Душанбе. Около него я тоже всегда засыпаю, подолгу зеваю…

Впоследствии в «подрайской землице» возникла держава Эфталитов — белых гуннов. Они исповедовали христианство несторианской версии. И возможно, что именно отсюда стартовала европейская легенда о Царстве Пресвитера Иоанна — пограничной Раю стране с молочными реками и кисельными берегами.

Но роскоши Страны Тысячи Городов давно нет. Всюду малолюдье, пустыня, наркотрафик, терроризм. Но боги остались, едем за ними!

Ладыгины купили на базаре отменные свежайшие лепёшки из тандыра. И кормили нас горячим светилом!

По дороге попадаются удивительной красоты места. Нам показывают пасторали инопланетных пейзажей. Салютует бордовый Марс и утренняя звезда Венера! Странные светло-зелёного мела горы, китайского цвета ма сэ в веселеньком лайме и пьяненьком шартрезе. Или гжелевые холмы-полотна в голубых мраморных цветах и разводах, пышно разбросанные окрест будто постельное бельё великанов «времени оно».

Словно голубые жилы «Белого квадрата» Казимира Малевича распустились дивными сапфировыми цветами!

Или розовые кварцевые, змеящиеся, сливающиеся с небом, утекающие в небо.

По некоторым ущельям едут русско-таджикские танки ОДКБ. Близка граница и в машину прыгает таджикский офицер для сопровождения.

А горы наши всё веселее, идут слоями будто напичканные специальным зефироми и кремом торты. Розовые, голубые, потом опять розовые, потом небо-небо-небо. Ослепительная голубень!
Или даже Изголуба-Белая индия!

Видно рядом живут очень красивые боги!

Те что необходимы нам позарез!

В «Сомнамбулическом поиске Неведомого Кадата» пройдя через Врата Глубокого Сна, герой Лавкрафта Картер попадает в зачарованный лес, населенный маленькими диковинными существами — зугами. Картер узнал от одного старого зуга, что в стране Ултар, за рекой Скай, могли остаться люди, которые видели богов…

Лавкрафт писал, что урочища небожителей можно найти по очень симпатичным пейзажам. В таких умопомрачительных местах они предпочитают вить себе гнёзда. А также иногда по приятной внешности людям, там проживающим, потому что боги падки до смертных женщин…

А у Жана Рэ были свои страшные идеи богоискательства. Он описал целую магическую спецоперацию по поимке античных богов. Его идеи нам вполне пришлись при нахождении всевышних Древней Бактрии:
«Во что бы то ни стало требовалось разыскать умирающих богов античной Греции!
Я не случайно сказал – умирающих, ведь никто из языческих богов не мертв, в них еще тлеет искра жизни.
Постарайтесь же выслушать без содрогания одну из посылок того, что я называю законом Кассава.
Не люди рождены по прихоти или по воле богов, напротив, боги обязаны своим существованием человеческой вере. Умри вера, погибнут и боги. Но вера не гаснет, как обычная свеча, она вновь возгорается, обжигает, распространяется и агонизирует. Этой верой и живут боги, в ней черпают силу и могущество, если не самое форму своего существования. Так вот, боги Аттики не исчезли еще из сердец и душ человеческих: легенды, книги, искусство поддерживают тлеющие уголья, на протяжении веков подернутые лишь слоем пепла.
– Не ищите омерзительных мертвецов, – повелел Кассав, – но подберите раненых богов. Мне они пригодятся!»
(Жан Рэ «Мальпертюи»)

Храм Окса

И вот спускаемся через пески розовой пыли к волшебной реке, несущей в себе драгоценную золотую крупу!

Главная артерия Средней Азии, живая трасса Шёлкового пути встречала нас ослепительным светом и ласковым бризом. С другой стороны ясно виден Афганистан, корабль контрабандистов и развалины старинной крепости.

Река успокаивала, уютная и тёплая, вдыхающая разноцветные волны Вахша и Пянджа, рождающие молодую и сильную Аму-Дарью.

Золотую Дарью-реку русской сказки.

Выруливаем к храму Окса мимо ржавых и покосившихся времён СССР пограничных строений и радаров, а может быть «пепелацов» из фильма «Кин-дза-дза».

Храм начали возводить при персах Ахменидах, потом строение облагородили оккупанты эллины, в нём был «зашиты» коды Запада и Востока. Греческой утончённой красоты и огненной иранской ярости.

Храм состоял из собственно храмовых построек и айвана, обширного сводчатого помещения, открытого с одной стороны во внутренний дворик. Перед храмом – площадь. Вокруг храма были возведены мощные оборонительные стены, толщиной 7 метров, с угловыми монолитными 12-метровыми башнями. (2)

Все ближе мы к заветной цели. Выходим из машин, и на всех не покидает ожидание чуда. Перед нами разбросанные необработанные и тщательно обработанные два тысячелетия назад камни — базы колонн. Хорошо видна древняя кладка, повсюду разбросаны глиняные черепки, все, что осталось от посуды.

Служители храмовых культов работали также и астрономами пригоризонтной обсерватории, позволяющей вычислить календарные даты.

Храм Окса был идеальным местом для астрономических наблюдений. Он ориентировался на Весеннее и Осеннее Равноденствие. Именно тогда из пиал гор восходило Солнце и наполняло собою смотровые чаши.

И бури Равноденствий проносились сквозь храм будто волшебные молнии!
Мои спутники разбегаются по развалинам, фотографируются и хохочут.
А я начинаю дело, за которым приехал.

Боги

И дальше расскажу как было в тонком духовном мире.
Я проговорил несколько специальных формул-заклинаний на арамейском, и бактрийском, и скифском языках…

Между давно остывшими «атешгяхами» и поныне струящейся благородной рекой. Между светилами солнца и луны, элементами огня и воды.
И случилось неописуемое!

В реке Святого Духа стояли живые и сильные Древнебактрийские боги.
Запертые мусульманами двух берегов в воду!
Границей, колючей проволокой, вышками, геополитикой, человеческой недалёкостью.
Но Река, Святая Аму-Дарья, поток Света именем Окс сохранила древних арийских богов в неизменном виде.

Неисчислимое невероятной красоты воинство выходило из сияющей волны
Словно из вечерних платьев вырывались наружу персиковые тела
А посреди живоносной дороги перились морской пены блики — световые столбы.
Главные мужские вертикльные существа.
И уже от них во все стороны выплывала изголубо-белая женская индия.

Нас приветствовали богини любви
Переходные создания между световым и птичьим и звездным миром
С бриллиантовыми глазами
в стрелах обвитых ядовитыми дымчатыми змеями
Играющими с алебастровыми сферами цинковыми белилами стоя на алебастровых же стеклах
в гипсовых кружевах розы пустыни
в святости мраморной крошки
в жемчужном молоке
в облакотной партии в небесные кости
восседая на белом слоне
словно в завитушках строганины
птицы медовой росы
дуя в морские раковины
забрасывали птицами как снегом
в сене конских волос на золотых копытах с фарфоровыми коленями
в шелковых облегающих перьях
в остроконечных шапках буддийских монастырей
в гжелевых нитях
в сладостной доступности как собственность солнца радужного ока
в ветряных плясках и улыбках
в щетках золотых маляров в скифских капюшонах
в бирюзовых планетах
в зеркалах астрономических календарей

несущиеся от светового столпа
в императорском всецветии
в оранжевой стружке
в крылатых ромбах
едут на
на соляном колесе с рыбами золотыми как с французскими багетами под мышками
занесли берега птичьей метелью!

восстание грифонов!
в радужной птичьей чешуе
стреляющие топазами из озаряющих глаз
царица мира любовь с державой в виде шара-снежка
в волнах-масках в кипенном белье зароастрийских модельных домов
коронованная лебединой короной
из изгибов зефира и плиток белого шоколада
с разящими фонарями белее яркого дневного света
с улыбкой миллиона оттенков абрикоса
с ручными шмальтовых стекол улитками прыгающими на одной ножке
и пауками прядущими рыжие кудри
бросающая из коронованной головы священный огонь!
с миллионами детей на ультрамариновых крыльях
с единороговой кости лирой в зверином стиле
переплетённая лилейными колосьями
в волосах обращённых в волшебные шафрановые оленьи рожки!
с ручными сладкими страусами с горящими же головами!
с русыми косами с новыми городами в нежных руках
в квадратах иных измерений

от столпов уносились золотые пластины с напечатанными скифами в капюшонах
со скипетром-копьем из птичьего утончённого клюва гигантского разноцветного колибри!

Освобождение

Богини легко сняли с меня чёрную звериную шкуру, заставили сбросить духовную шубу, давно приставшую ко мне в страшных испытаниях и путешествиях.
Лучше любых людских таксидермистов-чучельников…
И медленно тысячами искрящихся ладоней наносили на мышцы кости жилы и кровотоки новую розовую на этот раз людскую
волшебную настоящую человеческую кожу!
Они испытывали бесконечную благодарность за прорыв их тысячелетнего в Реке заточения!

Светлейшие дочери Потока Окса прыгнули в маньчжурский компас, разбрелись в его магнитных гранях, 360 великолепных. Крышка захлопнулась красного дерева.
И только рюмы Шишкина таращились в Инобытие приоткрыв рты, набитые хаосом. Рты, зраки, носы, что у них там?
И только Ладыгины тревожно глядели вдаль на бесконечную, как Вселенная, реку.

На Москву!

И богини любви поехали со мной в компасе в Россию в Москву
Полетели вместе с Человеком
Ведь Человек если он правильный, то он выше и сильнее богов и крылатых

Понеслись протыкать стены Эго ножами бактрийских разведчиков, клинками из метеоритной живоносной углеродной стали
Кромсать Эго и ваять воспламенять возбуждать бесконечные потоки, вить молекулярные цепочки Любви
Будить спящее в России Счастье!
Выехали сотни упоительных и удивительных товарок
Не раненных, не мёртвых
Живых-живых-живых!!!
Стая красавиц Белой индии
Вышли из компаса на Красной площади!
Заполнили наши серые бусые снежно-дождевые поприща
Превратив всё в голубую кожу лазурита Аму-Дарьи
В счастливый тракт в Белую Индию!
В голубое небо в голубые дороги в голубые сны
В царственно-лазуритовую сбывшуюся коммунистическую явь!
В пергамент нового священного договора богов и людей
Сознания и Бытия
Востока и Запада!

Стрелами-змеями вместе с богинями мы расстреляем мировое Эго и Капитализм.
Сезон охоты открыт.

Павел Зарифуллин
Фото: Олег Шишкин

(1) Для Хиллмана образы, порождаемые фантазией, имеют ценность в себе самом и нет смысла видеть в них цель, направление или даже пытаться проанализировать их. Единственная задача активного воображения — это дать образам как можно большую автономию и свободу от контроля Эго.

(2) Ничего особенного, на первый взгляд, вы не увидите. Ведь от древнего храма, возведенного в IV-III веках до нэ Антиохом I, сыном Селевка I и Апамой, дочерью Спитамена, как считает Борис Анатольевич Литвинский, выдающийся советский ученый, ни один год возглавлявший раскопки Тахти Сангин, остались, судя по фотографиям, только очертания. Само древнее святилище пока не найдено, а предположение о его существовании основано на обнаруженных фрагментах храма огня, в которых ученые увидели ахеменидские древнеперсидские традиции. Определяющей чертой для атрибуции храмов огня служат атешгяхи (вечные огни) и обнаруженные в пределах храмовой территории хранилища священной золы. Храм Окса был центральным или одним из центральных храмов огня целой области.