Ключи от Неба в Кабуле

Четвертое эссе в стиле модальный реализм от Павла Зарифуллина из серии «Небо над Китаем»

Первое эссе «Саламандра Гобустана»
Второе эссе «Обретение Китая»
Третье эссе «Сходка пророков в Китае»

Вазир-Акбар-хан

Вазир-Акбар-хан, Кабул, Афганистан

Вазир-Акбар-хан — это фешенебельный район афганской столицы, переполненный супербогатыми виллами и тщательно охраняемыми иностранными посольствами. Район в топе — на вершине! Выше него только гигантоманский афганский флаг. Под роскошным прапором великанский портрет Ахмад-шаха Масуда местного главного народного героя.

Афганистан это сонмище осиных колоний, а столица его Кабул напоминает огромное осиное гнездо. Если выбирать символ для страны, то я незамедлительно выберу осу.

Осы, в отличие от пчёл, при атаке и обороне, используют не только свои жала, но и челюстной аппарат, кусая объект тревоги. Жалить, кусать и грызть! Парализовать жертву, утащить поверженного врага и кормить им потомство. Так и живут с незапамятных времён древние пуштунские осы-роды.

Потому даже в самом роскошном и элитном посёлке не будет тебе покоя.

Житель престижного района Кабула

Вазир-Акбар-хан отличная мишень для смертников. Неподалёку от особняка, где начинается наш рассказ был дом Бурхониддина Раббони экс-главы Афганистана. Он был убит в результате террористической атаки. Террористы взорвали дом Раббани тогда, когда в гостях у него находились старейшины Совета Джирги Мира.

Потому на нашей вилле специальные камышовые ограждения на террасах и балконах. Они не от солнца и не для красоты, а от прицельного огня снайперов. В воздухе над Кабулом постоянно висит дирижабль на тросе с камерой наблюдения и вращается вокруг своей оси. 

Как невероятных размеров оса же.

Вокруг особняка, где я живу в этом городе, в центре осинового гнезда — растут высоченные пихты и сосны. А на заборе — спиралью закрученная проволока. 

Живут тут хорошо, но под прицелом — в ожидании прихода неумолимой судьбы.

Внутри во дворике изысканные розы с фиолетовыми бутонами колора «персидский синий». А в бассейне-фонтане, что устроен в виде восьмиконечной звезды, резвятся золотые рыбки.

Я по очереди прошу владычиц огромного аквариума исполнить три моих желания. Одна из них соглашается. Пошла энергия. Начинается волшебство.

Мой охранник сидит у ворот под навесом и о чём-то серьёзно с привратником разговаривает.

А собеседников возле фонтана у меня тоже три. Три афганских джентльмена. Хозяин одет в восхитительный национальный костюм-халат. Безумная радость для антрополога просто его созерцать! Двое кабульских гостей элегантно прикинуты в европейские дипломатические тройки. 

Издалека сверху неимоверных размеров афганский флаг хлопает на ветру.

Флаг Афганистана в Кабуле

Сын хозяина смешно пытается сделать селфи так, чтобы стяг торчал у него из головы. Другой сын напоминает мне Остапа Бендера, сыскавшего райский Рио. Он  весь в белом — белые штаны и рубашка до колен, афганская жилетка, английские ботинки на босу ногу, иранская стрижка а ля Элвис Пресли. Восседает в королевском красном кресле, холёным пальцем гоняет экран планшета, смеётся. 

Дети демонстрируют отцу сыновнюю почтительность. И отправляются играть в пинг-понг.

А мы, взрослые, восседаем в беседке под мистической охраной динамичных медных львов, широко распахнувших пасти.

В беседке валяются кроссворды на дари и музыкальные инструменты — автохтонные гитары и барабаны. Рядом готовится баранье мясо, проецируя упоительные запахи. От фонтана тянет прохладой. И вообще погода очень хорошая: солнечно, совсем не жарко, а ночью прохладно. Если бы не прогорклый чад от угля (особенно по утрам). Весь Кабул топит углём и простому народу даже сопеть невыносимо. Но здесь на верху на холме дышать на порядок легче.

Хозяева ключей

Мои визави: Пуштун, Перс и Бадахшанец. Они хозяева афганских ключей. В прямом смысле.

Вазир-Акбар-хан, мужские посиделки

Мой кабульский приятель-перс тихо на русском языке поведал о знаменитом «Золоте Бактрии», словно прочитал нам добротный старый детектив про «Копи царя Соломона» или Индиану Джонса.

«Золото Бактрии» — ценнейшие предметы, найденные в 1978 г. в Афганистане, в городище Тилля-тепе, при раскопках кушанских царских захоронений I века до н. э.

Раскопки производила советско-афганская археологическая экспедиция под руководством Виктора Сарианиди. В каждом из шести захоронений обнаружили около трех тысяч золотых изделий: знаки царской власти, женские украшения, оружие в «зверином стиле». Найденное сказочное великолепие было отправлено в Кабульский Национальный музей.

В 1989 г. в связи с кризисной ситуацией в стране по распоряжению президента Афганистана Мохаммада Наджибуллы золотые изделия были перемещены в хранилище Центрального Банка Афганистана. И после свержения Наджибуллы ключи от хранилища находились у пяти человек, пяти афганских джентльменов из старинных семей… Для открытия хранилища требовались все пять ключей одновременно. Их хранители договорились, что если кто-то из них умрёт, то ключ перейдет к старшему ребёнку этого человека. Захватившие Кабул в 1996 г. талибы пытались получить у хранителей сведения о местонахождении сокровища, но, несмотря на угрозы, им этого не удалось.

Только спустя два года после освобождения Кабула силами «Северного Альянса» о спасении бактрийского золота было официально сообщено. С декабря 2006 коллекция выставлялась в Париже под названием «Афганистан, заново открытые сокровища». В самом же Афганистане по соображениям безопасности античное золото никогда не демонстрировалось!

Баллада о Синем пакете

То есть мои коллеги суть хозяева ключей от бактрийского золота. Спасатели зверей из древнего рыжевья.

В небе над районом баражирует чёрный вертолет «Апач». Я сразу вспоминаю, как во время провозглашения независимости Косово, в сербском анклаве Штрпце мы устроили «Русский марш». Вышли все жители деревни под сербскими и русскими знамёнами. Оккупанты из НАТО преградили нам путь, навели пулемёты, а сверху как раз летали «Апачи». Но мы попёрли напролом. И британцы-натовцы расступились и уехали. 

Вертолет в небе над Кабулом

А с афганцами я беседую о поэзии: о русской и персидской. Это хороший тон на Востоке, изюм светской беседы. Читаю Николая Гумилёва «Шестое чувство». Мои друзья считают, что это на самом деле персидское стихотворение (по духу и энергетике). В эмпиреях витают эфир, тёмная материя и персидская энергия. Считается, что просиявшая на землю персидская энергия рождает самые лучшие строки. Так афганцы видят иные миры и творчество старшего Гумилёва.

Декламирую «ключеносцам» на память Николая Тихонова «Синий пакет». Поначалу их интересует ритм, потом понемногу доходит содержание.

Локти резали ветер, за полем — лог,
Человек добежал, почернел, лёг.
Лёг у огня, прохрипел: «Коня!»
И стало холодно у огня.

А конь ударил, закусил мундштук,
Четыре копыта и пара рук.
Озеро — в озеро, в карьер луга.
Небо согнулось, как дуга.

Как телеграмма, летит земля,
Ровным звоном звенят поля,
Но не птица сердце коня — не весы,
Оно заводится на часы.

Два шага — прыжок, и шаг хромал,
Человек один пришел на вокзал…

Священные путешествия вещей

Я рассказываю, что меня поразил сам факт передачи революционными советскими солдатами магического «Синего пакета» из рук в руки. Что напоминает древний меланезийский обряд «кула», описанный этнографом Малиновским и разобранный Хёйзинге в «Человеке играющем».

Кула — это церемониальное плавание, предпринимаемое в определенное время в двух противоположных направлениях с одной из групп островов к востоку от Новой Гвинеи. В процессе этого плавания племена, выступающие по обычаю как партнеры, обмениваются между собой предметами, которые не имеют никакой потребительской ценности, — это бусы из красных и браслеты из белых ракушек, — но в качестве дорогих и прославленных украшений, нередко известных по имени (например «Красный пакет» или «Белая бабушка»), переходят на время во владение другой группы. Эта последняя принимает на себя обязанность в течение определенного времени передать эти предметы дальше, следующему звену в цепи кулы. 

Он дышал, как дырявый мешок.
Вокзал сказал ему: «Хорошо».
«Хорошо»,- прошумел ему паровоз
И синий пакет на север повез.

Повёз, раскачиваясь на весу,
Колесо к колесу — колесо к колесу,
Шестьдесят верст, семьдесят верст,
На семьдесят третьей — река и мост,

Динамит и бикфордов шнур — его брат,
И вагон за вагоном в ад летят.
Капуста, подсолнечник, шпалы, пост,
Комендант прост и пакет прост.

А летчик упрям и на четверть пьян,
И зеленою кровью пьян биплан.
Ударило в небо четыре крыла,
И мгла зашаталась, и мгла поплыла.

Все слушают, замерев дыхание. Все хорошо знают русский по прежним временам. Афганцы согласны с моей интерпретацией тихоновской баллады. Они словно бы рады, что через Красную армию «шурави» тоже когда-то прорезался иномирный и яростный энергетический удар «кулы». Голос судьбы закричал через магическое путешествие священных вещей.

Перс-мидовец последние годы проживает на Бали. Он может рассказать о старинных обрядах соседей Индонезии из Папуа, как заправский антрополог:

— Предметы меланезийцев обладают волшебною силой, у них есть своя история, рассказывающая, как они были добыты впервые. Обмен предметами сопровождается разного рода формальностями, ритуалом, праздничной торжественностью и магией. Действие происходит в атмосфере взаимных обязательств, доверия, дружеского расположения и гостеприимства, благородного поведения, щедрости, чести и славы. Такие плавания часто изобилуют приключениями и опасностями. Интенсивная культурная жизнь племен, изготовление резьбы на каноэ, поэтическое искусство, кодекс чести и манер — всё это связано с понятием кула.

Меланезиец

Ни прожектора, ни луны,
Ни шороха поля, ни шума волны.
От плеч уж отваливается голова,
Тула мелькнула — плывет Москва.

Но рули заснули на лету,
И руль высоты проспал высоту.
С размаху земля навстречу бьет,
Путая ноги, сбегался народ.

Сказал с землёю набитым ртом:
«Сначала пакет — нога потом».
Улицы пусты — тиха Москва,
Город просыпается едва-едва.

И Кремль еще спит, как старший брат,
Но люди в Кремле никогда не спят.
Письмо в грязи и в крови запеклось,
И человек разорвал его вкось.

Ключи от неба

«Это был не пакет», — неожиданно заявляет Бадахшанец, в прошлом один из руководителей местной разведки. 

— Тогда что?

— Это была лазуритовая шкатулка. В ней лежали ключи от неба.

— Какие ключи?

— Два ключа от неба. Один в виде треугольника, другой в форме бабочки. В 1918 году в Кабуле у мавзолея Бабура встретились два особых человека. И человека ли? Два великих шиитских князя — Ишан Аскари (потомок Ишана Имло) и Ага-хан Третий.

Они узрели в Русской Революции пробуждение эпохи Света.

Согласно обычаю только потомки Али и Фатьмы, лучшие потомки владеют ключами от эпохи света.

Они отправили ключи в Синем Ларце для Ленина и Спиридоновой.

Чтобы те распечатали Небо над Небом. По преданию оно должно было открыться в столице великой северной страны По-Ту-Сторону-Хуркальи и Балха.

По полу и гератскому ковру пробежала ящерка и прыгнула в мраморную вазу цвета какао.

Словно Буратино в горшок пред грозным ликом Карабаса Барабаса.

Те самые ключи от Неба, что держал еще Апостол Петр

Теперь я точно узнаю тайну золотого ключика!

— Один ключ был золотой, а второй серебряный, — продолжает Разведчик. Запечатанные в «синем пакете», доставленном в полном соответствии с древним обрядом. Ключи шиитские князья отправляют Ленину в знак уважения. Мария Спиридонова, лидер левых эсеров, зная, что скоро ключи с Востока вот-вот придут, требовала воспользоваться метафизическим шансом и открыть Небо немедленно. А Ленин был против. Он говорил, что народ не готов к новым судьбам неизвестных звёзд, народ безграмотный, глупый и крестьянский. Людей надо для начала образовать, привезти германских инженеров, учителей. И лишь потом, со временем, открыть горние сферы. Левые эсеры и Спиридонова поставили Ленину ультиматум и пригрозили восстанием, в ответ большевики экстренно арестовали своих попутчиков. К моменту прибытия Пакета (10 июля) уже произошёл левоэсеровский мятеж и Владимир Ильич отправил Спиридонову сначала в кремлёвскую тюрьму, а потом в дурдом. И стало ясно, что коммунизм, Чевенгур, чаемое царство Света именно сейчас не приоткроется, не наступит. И Ленин выбросил «Синий пакет» с ключами и кабульской почтой на пол: 

Прочел — о френч руки обтер,
Скомкал и бросил за ковер:
«Оно опоздало на полчаса,
Не нужно — я все уже знаю сам»…

Осы на пути к коммунизму

Продолжаю переваривать упавшую на меня с Вазир-Акбар-хана странную информацию. Как это совпало всё: «Синий пакет», меланезийский обряд «кула», коммунизм, левые эсеры, «ключи от Неба». И где? В Кабуле! Но афганцы сегодня не дадут мне опомниться. Они продолжают философско-антропологические рассуждения. И Бог его знает, чем это закончится!

— Мы осы, да, ты верно заметил, что афганцы, как осы, — утверждает Перс. Но в какой-то момент мы вслед за русскими решились строить коммунизм и начали свою революцию.

А всё потому, что мы захотели стать чем-то большим, чем мы есть. Стать пчёлами, опыляющими цветы, творящими вселенский мёд.

Стать пчёлами! Ведь именно пчёлы вышли из ос, а не наоборот. 

Молодой житель престижного района Кабула

От идеи жрать всё что встретишь на своём пути — к идее растить из себя и вселенной солярный янтарь!

— Сейчас уникальное время, — просто таки закричал я. (Так всё вокруг было наэлектризовано). На наших глазах ящерица превращается в саламандру, оса становится пчелой, а человек окунается в свет. Окунается в мёд уранической поэзии, в субстанцию, бесконечно производящую золото и солнце! О, да! Пчела, как образ термоядерного реактора страны вечных солнц! Выйти навстречу ульям нового человечества, парящим над облаками новых городов. К пчелиным пасекам, где термоядерные рукотворные светила будут гореть над нами круглый год в любую погоду. В прошлый раз небо над Москвой не открылось, но это не значит, что не откроется сейчас. В том числе — согласно старинным шиитским пророчествам. Я чувствую это новое время! Оно стучится, барабанит к нам изо всех сил! И я застучал в дарбуку — местный барабан!

Слуги вносят на серебряном подносе нарезанный арбуз и черешню.

Афганское гостеприимство

Еще разные орешки, серебрянные чайнички и всё чем балует нас сказочный восток.

— Старые пророки больше не действенны. К нам струится с вершин иная удивительная музыка! Это я продолжаю проповедь. А три афганских мудреца, хранители ключей сыпят со всех сторон вопросами. Отвечаю.

— Ты хочешь сказать, что территория (скажем России) определяет уровень сознания?

— Нет. В известное время происходит прорыв на новый уровень. И так получается, что сейчас он происходит у нас. Не смотря на весь ужас вокруг. В других местах (например в Афганистане или в Бангладеш, Сирии и т.д.) — просто ужас. А у нас — и ужас и прорыв.

— Где? На территории России? В русских?

— На территории русских. Но зачастую — не только благодаря русским. А потому что много факторов совпало.

— Так значит, дело всё же в территории?

— И в территории наверное тоже. И во времени ещё.

— Или в том что ты русский? И своя рубашка ближе к телу?

— В технологиях, которые люди способны понять. Русские, пожалуй, единственные, кто внятно способны понять коммунизм. И сейчас будет их время. Потому что технологии коммунизма на подходе.

— Но народ-то примитивный. И в России и в Штатах, везде, — замечает Перс.

— Это ещё Ленин сказал, когда выбрасывал ключи, — подтверждает Пуштун.

— Ну возьмём голландцев и шире протестантов, — реагирую я. Они тоже были примитивны и многие — просто дураки. Но в 17 веке они оказались единственными, кто мог понять капитализм. Пришли технологии капитализма. И стартовало время Нидерландов. Страна, как спичечная коробка, захватила Индонезию, целые куски Африки, Индии, Китая и Японии и Америки. Потому что наступила их эпоха — капитализма и капиталистических технологий. И «часы судьбы» просто таки налезли на идейные принципы голландцев: протестантскую этику и идею предопределения. Если ты богатый, то ты избран Богом, а если бедный, то лузер. Спасение и обогащение совпали. И пошла энергия!

И упали все границы и засовы. Планета легла под голландцев и протестантов.

Так вот, сейчас время русских. Они 100 лет назад начали строить коммунизм и много народу положили, в том числе и в Афганистане. Но технологий, методов и инструментов для реального коммунизма не было.

А сейчас они на подходе, технологии те: и в первую очередь — холодный ядерный синтез, что позволит производить Человечеству бездну бесплатной энергии!

Прорывные изобретения, технологии коммунизма накладываются как на русскую синтетическую философию (идея всеединства мира), так и на русское национальное и социальное мировоззрение (идея общины и государства, как общины). Поэтому русские сейчас и вырвутся вперёд. Пусть по населению страна и уступает уже Бангладешу или Нигерии. Голландцев были единицы, но на их стороне было капиталистическое время. А сейчас время русское и коммунистическое.

— Технология и идея? Идея и принимающее тело народа?

— Можно и так сказать. Сознание наконец получает технологии для самореализации. Потому русским «кровь из носу» пора выключать осиное и включать пчелиное.

— А как же Китай?

— Ещё раз обратимся к метафоре насекомых. Муравьи тоже произошли от ос. Как и пчёлы. Но они создали не медовое царство, а тоталитарную империю. Муравьи уже не станут пчёлами. Осы могут, ещё раз повторить на бис! А муравьи — нет! Потому не Китай. Россия, только Россия.

Дары мудрецов Страны Ос

— Мы видим, что новая эпоха открывается. Согласно пророчествам. Время пришло сейчас, — говорит мидовец-Перс. У нас сохранились копии ключей Ага-хана и Имло.

Улыбаясь три офицера ключей вручили мне чудесный лазуритовый ларец, внутри громыхали те самые небесные отмычки. Один серебряный ключ в виде бабочки-ангела. И второй, золотой — в форме треугольника, ока Всевышнего Творца.

Это всё неожиданно.

Я давно мечтал отсюда уехать. Это ведь так по-нашему: уходить из Афганистана.

А тут такой случай. Прямо мессианский: духовный выход.

И только осы могут открыть дорогу к пчёлам. К сотам верхних сфер. Вот что я подумал почему то.

— Езжай в Москву дорогой.

И открой Небеса.

Гомонят и афганцы, а я и не слышу.

Разглядываю облака, плывущие на Вазир-Акбар-хан в форме двух ключей: большого альтового и маленького скрипичного.

Вспоминаю, как Циолковскому за все его великие изобретательские заслуги небеса прислали тучки с надписью RAY. И он до конца жизни считал это высшим своим озарением и милостью космоса.

Небо над Кабулом

А мне два музыкальных ключика — маленький и большой.

Афганцы переглядываются.

В ворота въезжает бронированный автомобиль, наполненный музыкантами.

Пред нами предстаёт прекрасная женщина в красном халате и в капюшоне, с золотым поясом и золотой звездой во лбу.

Популярнейшая местная певица Zulala.

Будет услаждать наш слух.

Вдали идет дождь, разгоняя гарь, шелестит свежайший бриз.

И через горы, через Гиндукуш мостами висят две радуги.

Нет.

Три.

Павел Зарифуллин

Фото: Инстаграмм