Народ и его Поле

Что такое Народ и что такое Национализм? 

Лекция «Белой индии» (СПб, Васильевский остров) 

 

Что такое народ? 

Давайте разберёмся, что такое этнос или народ, потому что огромное количество у этого термина значений, иногда даже страшно интернет смотреть 

Я уже прихожу к мысли, что надо его отключать уже потихоньку. Всё равно он ничего не прибавляет. Просидел весь вечер в соцсетях и чем кончилось? Ничего нет, и никто не пришёл, и никто в новые  скифы не вступил, а все переругались 

Надо както вот проще свечи, книги, ваши глаза. Вот это самое, самое лучшее. Самое настоящее живое общение 

Совсем недавно вышла моя книга «Звериный стиль Ивана  Царевича», в нём есть исследование природы тотемизма. Я с удивлением выяснил, что нет ни одного внятного обозначения термина, притом, что этот термин существует с 1761 года, когда его ввёл этнограф Лонг. До сих пор этнографы, антропологи разбираются, что такое тотемизм. Описывают «тотем», то с точки зрения письменности, то обрядов, то  взглядов различных племён на зверей, на покровителей, на тотемные столбы, на писаницы и петроглифы.   

Но постоянно тотем отказывается плясать под дудку антропологов. Он как будто выскакивает, выпрыгиваетбудто неуловимая жизнь, спирит 

Иные определения были совсем невероятные, например Гольденвейзера, что «тотемизм этосоциализация эмоциональных ценностей». Ну и что с этим делать? Это удивительно, что сиезначит 

Антрополог ЛевиСтросс написал целую книгу «Тотемизм сегодня», где собрал большое количество этих определений. И в итоге всё на том и кончилось. Он огромное количество описал тотемических обрядов, знаков, тотемических взаимоотношений клановых у различных племён. Блестящее исследование. Всем рекомендую. 

Но вот всё таки, что это такое тотем? Почему он выскакивает, почему он неуловим? Что это заэлемент невероятный? Что это за «электрон», который невозможно посчитать, невозможно назвать, придумать ему имя? (Электроны в физике действительно посчитать невозможно. И даже определить где они реально находятся. Существует даже странная идея, что электрон всего один. Он двигается с немыслимой скоростью между прошлым и будущим и ткёт через себя ткань Бытия. Богэлектрон).  

И вот что интересно, чем больше я занимаюсь этнографией, (а я всю сознательную жизнь ею занимаюсь), тем с большим удивлением отмечаю, что и у этноса с тотемизмом и с тотемом много схожего. Прежде всего в том, что определить точно, что это такое бесконечно трудно! «Народ», «этнос» отказываются фиксироваться, будто неуловимый  дух спиритуальный, словно юнгианский Дух Меркурий (1).   

И позанимавшись этнографией 25 лет можно с возмущением (или с радостью) признать, что мы ничего точного по поводу «электрона» под названием «жизнь этноса», сказать не в состоянии. Потому, что все определения этнического они в любой момент могут встать под сомнение.

С одной стороны этнос это совершенно ясная вещь, потому что нет человека на земле, которого  спроси – «А ты кто?» Не ответил бы тебе. Он заявит, к примеру « Я малаец», «Я кабардинец», «Я татарин», « Я русский», «Я англичанин». А вот, как это всё существует? Почему он малаец? С точки зрения чего? С точки зрения малайского языка 

Конечно же, нет, потому что, ну хотя бы посмотрите, сейчас вся Украина говорит на русском, включая Западную Украину, не только с «москалями», но и промеж себя. Ну и что происходит? Идёт война на Донбассе между носителями «великого и могучего» русского языка. 

Большая часть Латинской Америки говорит на испанском языке, но народы там разные. Даже не просто народы, а какието там совокупности народов. Мексиканцы естественно отличаются от аргентинцев, но мексиканцы это тоже не один народ, а множество племён индейских, латинских, очень сложных каст и консорций, конвиксий. Сложносоставных этносов внутри: метисов, мулатов, креолов. Причём единство там существует. И не просто единство на мексиканском уровне своём. Они друг друга не путают, уже перейдя «трампову» стену, которой ещё нет, поселившись в США, остаются мексиканцами и отлично помнят, кто они такие, осознают «мексиканское братство» и единство. И отделяют себя от испанцев, которые в США живут. 

С точки зрения языка определение этноса не работает. С точки зрения крови? Вот был один немецкий плакат знаменитый «Одна кровь». Там стоят два белокурых молодца у пропагандистского плаката НСДАП. Но в итоге, как мы знаем расового единства не получилось. Всё у них разнесло. 

А в российских условиях не получается совсем, так здесь всё перемешано. И современные генетические исследования показывают, что самая большая гаплогруппа генетически  общего происхождения от одного предка у русских и украинцевгде то  45 % R1А, так называемая Yхромосома. Но есть целые регионы на Севере, где финские гаплогруппы, т.е. люди со «времени оного» скрещивались с финскими и угорскими народами и перемешались очень активно. А с другой стороны эта R1А в сходном количестве у татар, например. Непонятно, кто там русский или татарин, как говаривал Тургенев «надо скрести!»  

А если дальше смотреть, то эта R1А у киргизов 61%, у пуштунов 50% и заканчивается «дуга» гаплогруппы бенгальскими брахманами, у которых 67 % этой R1А. Но это происхождение от отца 

Брахман

В «седые времена», тысяч шесть лет назад существовал некий человек, от которого пошли мы все. Но были же и матери, поэтому мы так напрямую на киргизов и не похожи. Вроде R1А и у них и у нас, а материнские хромосомы тоже формируют народы.   

Потому (как мы увидим далее) Этническое оно во многом женское 

Этническое поле 

Лев Гумилёв однажды пришёл к парадоксальному выводу, что этнос это поле, сопоставимое с «полем» в физике 

Поле, которое создаёт свои ритмы. Или может быть  такое определение замечательное для этноса, что этнос это волна, вполне физическое или световое определение 

По сути, Лев Гумилев, анализирующий явление пассионарности, Лев Ландау, пытающийся написать общую теорию поля, Берт Хеллингер, разработавший терапевтический метод семейных расстановок, и Руперт Шелдрейк, выдвинувший теорию о т.н. морфогенетических полях, по которым передается невербальная информация среди особо к ним восприимчивых, говорили об одном и том же феномене. 

Человеческий организм не всегда восприимчив к полям. Он не чувствует электромагнитное поле, не может наблюдать глазами квантовомеханическое поле, не может научить компьютер распознавать аграрное поле и его границы. Однако с этническими полями не все так категорично. Есть люди, которые восприимчивы к этим полям, и они реагируют на протекающие в этих полях события, но другие могут быть совершенно к ним не чувствительны, и на события не реагировать. 

Этническая ризома

Тогда может быть, этнос это гармония, набор нот? Если на этнос давят, уничтожают его происходит дисгармония и рождается «волчья квинта», звукоряд рушится 

Этноснарод уходит из сферы понятных для нас рациональных определений, и выводит нас к сфере тонкого, к сфере сложного, трудноуловимого, изысканного, бесконечно интересногопознания 

А жизнь самое по себечто она? Как воспроизводится? Как существует 

Поэтому этнос неуловим, как и жизнь. Этнические качества очень подвижные, они живые!  

Французские философы Делёз и Гваттари подарили нам термин «ризома» «корневище», то, чтодвигается из стороны в сторону, оплетает сферы подземных и надземных миров и вступает в отношения с огромным количеством других сложных существ. С иными ризомами, с бактериями, с крысами, с цветами, с жуками. Бесконечно количество  контактов ризомы. Делёзписал об отношениях осы и орхидеи. Как орхидея подстраивается под осу и чуть ли не превращается в осу, а оса превращается в орхидею 

Ризома

 

Беря в оборот термин «ризомы» легче поймём, что такое «народ». 

Противоположные народы сходятся, переплетаются, создают некие необыкновенные  союзы, формируют стереотипы поведения и появляются новые народные изысканные цветы, появляются  целые новые народы от взаимоотношений одних этносов и других. 

 

Общность исторической судьбы  

 

Вот взять, например, наш братский таджикский народ. Здесь присутствует мой студент из Душанбе, Ибрагим, с которым мы ходим в походы на Памир. Интересное определение в своё время придумала для этноса замечательный наш этнограф, народница, эсерка Надежда Брюллова–Шаскольская, удивительная красавица и умнейшая женщина. Она предложила определять этнос с точки зрения «общей исторической судьбы», с точки зрения рока что ли, с точки зрения истории, волевой истории. Вот, например наши братья таджики, те которые когдато связались с русскими во время «Большой игры» 19 века, и  потом возник современный Таджикистан. Они живут к северу от Аму–Дарьи и у них письменность на основе нашей кириллицы. И возник определённый менталитет, стереотип поведения. Так или иначе, они ориентированы на сотрудничество с Россией, со странами СНГ и в основном они сейчас все в России и находятся 

Гораздо больше таджиков живёт к югу от Аму–Дарьи, они остались в Афганистане. И письменность у них другая на основании иранской каллиграфии, и вообще они немножко  другие стали. Прошло всего 100 лет. Был один народ, персоязычный этнос большого региона Согдианы, Бактрианы, Бухарского Эмирата, и вот разрезали. Одна общеисторическая судьба связала таджиков с Афганистаном, а другая с Россией 

Таджики в Афганистане

И они за прошедшее время стали разными. Хотя они на одном языке говорят, когда они встречаются, то легко понимают друг друга естественно, но чтото неуловимое произошло. Примерно как одна орхидея подружилась с осой, а другая с пчелой 

И вот, уже разные звукоряды у этого народа 

Музыкальная этнология 

Тоже самое я видел в Молдавии (очень люблю эту страну). Часть валахов, которых по разному называли валахи, румыны, связалась с Российской Империей или  Российская Империя связалась с нами в 1812 году и они стали молдаванами. А другие остались по другую сторону Прута, тоже молдаване потому, что половина Молдавии находится на территории современной Румынии. Но они немножко уже другие, они румыныЗа 150 лет сформировался современный румынский народ. 

Румыны

Но сформировались и молдаване, они не хотят быть румынами, им навязывают это. И, казалось бы, пришла в Кишинёве к власти румынская интеллигенция, румынская, проевропейскаянутакая  камарилья, и она правила благополучно. Устроила несколько «оранжевых революций». Но, вот чтото не сходится! Берётся когда за основу румынский звукоряд этот неуловимый  и даётся молдаванам и получается, то, что я видел и описал в специальном эссе. Да, там слышится непотребство психологическое, слышится «волчья квинта»(2)  

Молдаване

Получается, что есть молдаване, сложился иной народ, но как их от румынто отделить? По блеску глаз что ли? Они говорят вроде бы на очень похожем языке. Молдаване приходят в Кишинёв со своим лидером Додоном  и говорят – «Мы не румыны, мы молдаване». Ну, и что с ними поделаешь? Вот возник новый звукорядА от чего? От общей исторической судьбы с русскими? Как это можно описать, как это можно определить с точки зрения рациональной, с точки зрения этнопсихологической? Очень сложно. Поэтому, взаимоотношения на границе этнического, суперэтнического, они наиболее тонки, требуют этнопсихологического и даже поэтического и музыкального внимания.  

Вот она аккуратная смена этнического звукоряда всего одна нота меняется и чтото неуловимое происходит в огромной общности людей 

 До сих пор, бьются копья по поводу поморского вопроса – есть поморы или нет? Существуют поморы или не существуют 

Я всё время говорючто помимо экономической возни, связанной  с вопросом о недрах, с вопросом о промысле моржей, с мусором в Архангельской области, вообщето людей самих надо спросить кем они себя чувствуют? Часть людей чувствуют, что они поморычто у них свой оригинальный звукоряд.   

И что интересно, была  первая перепись в начале нулевых годов, записались тогда поморами 15000 человек. Потом власти провели мощную пиаркампанию, какихто поморов посадили, какихто запугали, часть опросных листов подделали естественно и, на последней переписи записались уже поморами 2000 человек. Ну и куда тогда исчезли 13000 человек? Они же там  несамоликвидировались, их же моржи не съели! Не Модест Колеров с Кургиняном их испепелили? 

Ясно совершенно, что этническая общность, или субэтническая (по  Гумилёву), или группа людей чётко восприняла, что на них прёт государственный каток, идёт наезд информационный, энергетический.  

 И этнос, как улитка, спрятался в свою раковинку, и вот нас было 15000, а теперь 2000. Ну, а где пропавшие 13000? Что–то произойдёт, события изменятся, опять будут 15000 или 150 000. Они просто опять запишутся поморами.   

 

Этнический камуфляж 

Себято они не перестают поморами считать. Это классический «этнический камуфляж» (как у Делёза есть термин «народпредатель»). Как еврейский народ отвернулся от Бга, забыл про еврейство и ушёл с «каиновой печатью» на лбу в неизвестном направлении «десяти потерянных колен» Ефрема в далёкую Хазарию, Скифию или Россию, а потом вдруг вспомнил своё еврейство, забытый язык иврит, взял да и вернулся обратно и построил Израиль 

И как возникли татары? Это вообще невероятно, это же целое приключение. Где жили татары? Они жили на Дальнем Востоке. Поэтому Татарский пролив находится на Сахалине 

Это было монгольское племя самое многочисленное и благодаря тому, что оно было самое  многочисленное, китайцы называли все народы к северу от Великой Стены татарами. Тогдакочевали по степи племена монгольские, а монголов, как единого этноса не было ещё. Былибасмалы, найманы, кераиты и ещё множество иных племён. Но поскольку победил в гражданской войне в Великой Степи Чингизхан, а его отца Есугей  Богатура татары  отравили, то жизнь татар оказалось не сладкой. Он сделал из них «штрафбат» и гнал впереди своей армии, а сзади шёл монгольский такой «смерш» и отстреливал татар, если они не шли в атаку

Сибирские татары

Поэтому для всех стран, куда приходили монголы, это стало понятием каким – то единым – татары и монголы, этнонимы срослись. И в последствии словоэтноним от негативного, что татары это штрафники, перешло в позитивное потому чтобыть татарином, оказалось выгодным 

Это и близость к власти монгольской, и дух пассионарный, активный «людей длинной воли». И самые разные народы, с самым разным этническим происхождением записались татарами для того чтобы, ну, както понравиться хану Золотой Орды. Так есть и крымские татары, которые происходят от готов, от караимов, от греков. Появились астраханские татары, которые происходят от хазар волжских. Появились волжские татары, что происходят от половцев и булгарПоявились татары мишари, что от «мещеры сурской». И появились сыбырлары – сибирские татары, которые имеют тюркское и угросамодийское происхождение. Самые разные народы записались в новый народ 

А что произошло  потом, когда в 1552 году Иван Грозный берёт Казань, а потом Астрахань? По оценкам, примерным, того времени население Великороссии до захвата Казани, Москва, Новгород, Рязань, Холмогоры это 6 млн. человек 

А вот население всей Волги, от, условно говоря, Свияжска до Астрахани это ещё 6 млн. человек, «татар» так называемых. И вот этих татар до сих пор тоже 6 млн. человек. А что они не размножались все эти годы? Куда они все делись? Ясно, что они просто записались русскими. Эти десятки миллионов людей живут внутри русского народа потому, что  русским стало быть более както интересно, живо, перспективно и теперь они уже не татарскоханского подчинения, а русский царь славнеевеселее и выгодно быть ближе к нему 

Именно по этой причине два народа на этой планете очень далёких друг от друга народы до сих пор сохраняют  скифское имя у себя. Скифы от «саки» «олени» народ тотема оленя 

И есть саха и саксы, они так далеко ушли в разные стороны. Но когдато очень давно саком быть было выгодно. В Великой Степи это был символ солнца, символ воинской удали, воли и красоты. И в какойто момент курыканы предки якутов взяли себе прозвище «саха» гиперактивные, солнечные ребята. Помнили ли они, что это скифское имя или нет, это уже не так важно, но они несут старинный этноним до сих пор 

То же самое, по исследованию британских этнологов, Тейлора, например, «саксон» это значит «дети скифов». Т.е. уже германский народ берёт себе иранское славное имя. Тоже непонятно,когда они это сделали, несколько тысяч лет назад. И уходят совершенно в другую сторонуна Запад 

Англосаксы

И как повашему, господа, рационально этнический вопрос нам зафиксировать? Насколько он неуловим, текуч, двигается во времени и пространстве, меняет пространство. Что лично мне напоминает картину голландского художника Эшера «Аутопоэзис» руки, пишущие сами себя. Неуловимая жизнь, «ризома», волна, река, которая сама себя пишет, сама себя рисует, сама себя оформляет и может быть описана с точки зрения лишь её самой. Вот он этнос. Вот эта живая жизнь. Делайте с ним, что хотите 

 

Плато интенсивности 

Наиболее восприимчивы к «полям» женщины. Они хранители не только очага, но и вообще этнического, и хранители территории. Грегори Бейтсон именовал подобные структуры «плато» или «регионом интенсивности». Плато интенсивности примиряет текущие внутри народа и региона ссоры и любовные спазмы. Внутри «плато» оргазмы, войны и точки кульминации проходят через странную интенсивную стабилизацию…  

Мужчина отвечает в народе за становление, за трансгрессию. Они хватают женщин в других плато, тащат в свои. А женщины воспроизводят энергетический ритм народа. Этот ритм пульсирует через ритуалы, через астрономические календарные циклы, через общие праздники, рождения и похороны. Сквозь народ течёт волшебная её сила и разве ктото может укротить её 

Цыганка

Как эту ризому, «плато интенсивности», «этническое поле», «этнопсихологический звукоряд» вообще, записать или оформить? «Поле» не верит ни в какие страты, ни государственные границы. Оно их распыляет, оно их проедает! Через этнические кланы, через этническую преступность, неконтролируемую миграцию, ииии раз! И переселяются этносы в далёкие страны, рождаются новые народы. Вот оно торжество жизни! Упоительная, бесконечно прекраснейшая картина! 

Динамика событий в поле отвечает физическим законам и может быть даже формализована в математических категориях. Например, вовлечение людей в массовые действия или диалектика повествования эпического произведения разворачиваются именно в этническом поле. Интерес людей к этнически обособленной культуре, к ее возрождению, может начаться с одного человека, а позже будет мультиплицирован этническим полем. При этом не надо дополнительно объяснять, что происходит на площади или у костра. Вовлечение в этническое поле происходит дорефлексивно. Иногда человек не чувствует выгоды от того, что оказался под влиянием этнического поля, и может даже не понимать, что его устремления продиктованы чемто этническим. Но при этом он чувствует, что делает чтото правильное и может описывать свои действия как «возвращение к корням», восстановление утраченной изначально присутствующей в нем благодати. 

Павел Зарифуллин 

 

Ссылки: 

  1. К. Юнг «Дух Меркурий», М. 1996 
  2. П. Зарифуллин «Молдоване уходят?», «Русская сакральная география», СПб, 2010.  
  3. Г. Бейтсон «Экология разума», М. 2000 

Продолжение