Новая Скифская Экология

(Скифский Елень открывает глаза)

Книга гаданий

Выход книги знаков «Ырк Битиг» с переводом и толкованием Бронислава Виногродского и Фёдора Черницына — безусловно большое и роскошное культурное событие, как в мире лингвистики, так и и в субкультуре евразийцев. (1) Книга отменная, отлично изданная, авторы и издатели расхрабрились и причислили её выход к главному событию в мире Евразии, и поспешили признать книгу основой мировоззрения большинства евразийских народов.
Полностью поддерживаю озарения моих коллег, но хочу отметить важную деталь. Так или иначе орхоно-енисейские и германские руны, славянские «черты и резы», русские и угро-финские родовые знаки базируются на ещё более глубинной знаковой первооснове.
Ну конечно же на Скифской!
Иссыкские руны кочевников-саков, найденные под Алма-Атой на «Сакской чаше» «Золотого человека» будут постарше знаменитых тюркских рун и «Книги знаков» на добрые полторы почти тысячи лет. (2) И большинство исследователей отмечают безусловную преемственность тюркских и иных священных мет и рун от печатей Великой Скифии.
Проблема с ними только одна. Все их переводят, как хотят, словно египетские иероглифы до Жан-Франсуа Шампольона. До разгадки иероглифов этим гениальным французом иезуиты, например, штамповали переводы в нескольких томах, писали свои удивительные истории. Разумеется не имевшие с реальным египетским письмом ничего общего.
Так и со скифскими рунами. Мои тюркские (в первую очередь) коллеги уже выдали «на гора» десятки переводов. И что-то подсказывает мне, что это снова и снова «выстрелы в молоко». (3)

Звериный язык

Вот здесь нам и пригодится знаменитая «Ырк битиг».
Укажу на важнейшую деталь, что пока никак не обратит на себя внимание друзей-восточников. Великолепный синолог и лингвист Владимир Малявин в рецензии на книгу восхитился в ней образами богов Неба и Дороги. И соткал вокруг богов Неба и Дороги упоительную ориенталистскую поэму. (4) Но есть в тюркской гадательной библии и иные священные начала. И они прямо-таки бросаются в глаза.
В «Ырк битиг» невероятная переполненность именно звериными знаками, следами лап, копыт, клювов и прочих животных меток, шрамов и клейм на снегу белоснежных писчих листов.
Олени, удоды, вороны, волки, орлы, верблюды, барсы, соколы, змеи, а ещё кони — рыжие, белые, вороные, красные — вот кто кажется главные обитатели сакраментальной книги судьбы и нечеловеческой игры!
Тотемные существа обещают божественную милость гадателям по шифротелеграммам, рекомендуют терпение и стойкость, зовут к иным берегам своих таинственных миров, сочащихся несусветную силою.

«Я белая пятнистая рождённая птица
Сижу на сандаловом дереве,
Блаженствую.
Знайте так».

«Звериный стиль» — вот основная знаковая система «Ырк Битиг»! «Звериный стиль», доставшийся тюркам через руно-мифологическую систему от скифов. И не только тюркам — ещё и немцам, славянам, угро-финнам, тунгусо-маньчжурам… Несть евразийским народам числа.
«Во время оное» скифский пророк Анахарсис утверждал в диалогах с Сократом и Крезом основные идеи скифского мира:
«Справедливейшими созданиями мира я считаю диких животных, ибо они живут по законам природы. Природа же есть создание божества, а людские законы — установление человека, и справедливее пользоваться тем, что открыто Богом, а не человеком…»
Эта вполне рациональная система, которую можно назвать «скифской философской экологией» поможет нам отыскать подлинные коды нашей евразийской цивилизации.
И уже зная, что скифская знаковая система расшифровывается через звериный стиль, можно взяться за перевод иссыкские рун — без националистических и фантасмагорический выдумок.

Кисти и стрелы Ростова-на-Дону

Звериные знаки сопровождают нас тут и там. Например у нынешнего поколения казаков остро стоит вопрос идентичности. Кто они? Народ? Сословие? Субэтнос? От кого происходят? От хазар-бродников? Касогов-черкесов? Германцев-алеман? Половцев-мамлюков? А может быть от скифов?
«Скифы» греческая огласовка. Сами себя номады называли «сак» в честь тотемного прародителя — оленя. (Слово сохранилось в русском — «сохатый»).
Превосходная степень «ка», принятая у народов Великой Степи («ка-ган», т.е. «великий хан» и т.д.) сама подталкивает нас в нужном направлении. Получается, что казаки — это… Да, именно так: «ка-сак» — значит «великий скиф». В последнее время у донцов стал популярен средневековый герб, запрещённый царём Петром после восстания Кондратия Булавина. Это пронзённый стрелой королевский олень. Ну, а где олень, там и опять скифы. И казаки и звериные знаки.
Как профессиональный отгадыватель заповедных шарад я отправился в специальную экспедицию на Тихий Дон.
За расшифровкой тайного скифского послания — в город Ростов…
А заодно евразийцы и новые скифы решили отметить там 10-летие своего Центра.
Обычно руководство Центра Гумилёва проводит важные памятные и юбилейные мероприятия в Москве или Санкт-Петербурге. Но сегодня это сделать очень сложно. Это связано даже не с ограничениями от пандемии. А с огромными проблемами с энергетикой этих городов, а также впавшей в уныние творческой богемой, симпатизирующей нашим инициативам. Люди культуры в Москве и Питере находятся на огромном «психическом минусе».
Это конечно связано с ковидным террором и психической атакой на ТВ, в обществе и везде. Творческие люди, как главные эмпаты страны, всё это в себя вбирают и плохо общенародный ужас переносят, болеют и разваливаются. И собянинский психический террор будет еще очень долго сказываться в душевной и духовной жизни нашей страны, станет ещё одной общенародной травмой.
Потому было принято решение — перенести празднование юбилея Евразийского Центра на Юг — в славный город Ростов, находящийся в окружении любезной нам Великой Степи. Наш Центр — скифский, кочевой, «лёгкий на ногу». Для евразийцев встать и поехать — это любимое дело.
В Ростове-на-Дону есть энергия и карантин не приобретал столь уродливые формы, как в Москве и Питере. И самое главное, что есть — живые, активные, творческие, прекрасные люди, наши друзья.
А над городом стояли розовые и красные облака, словно над планетой Венера — плоды невиданных доселе по накалу степных бурь.
Четыре ветра: скифский, калмыцкий, сальский, азовский, что не сходились отродясь, собрались вместе, наполнив небеса микроскопической пылью цвета розового кварца, колора маджента и лососёвый крайола.
Город был готов к юбилею и чудесам!
Организацию праздника взял на себя именитый ростовский художник, основатель стиля «казачий поп-арт», бессменный лидер группы «Атаманский дворец» Максим Ильинов.
И дело закипело. В итоге мы получили не просто презентацию центра, но три полноценных дня лекций, съёмок, перформансов, экспедиций в степь, а также три дня невероятного праздника в окружении лучших ростовских писателей, музыкантов, академиков, модельеров, кулинаров, виноделов, богоискателей, революционеров из ДНР, архитекторов, фотографов, детей, зверей, ангелов и иных световых существ Ростова и Великой Степи.
Сам юбилей Евразийского центра прошёл в моднейшем местном месте «Свит Вайн», где нас поддержали нарисованный на стене Ильиновым Гоген с казаками. Академик Юрий Круглов, автор популярного путеводителя по Ростову принёс настоящие скифские стрелы!
Потом все переехали в мастерскую Максима Ильинова, торжественно переименованную в «Skiff house», где веселились, пели и плясали до самого утра.
И скифские стрелы соединились с кистями художников, утвердив отныне зримые символы для нашего проекта «Воля и Красота»!

Два Заратустры

В мастерской я прочитал лекцию о Двух Заратустрах.

В трактате «К Эпохе Любви: Тело и Сборка» (5) я описал масштабный мировоззренческий кризис Человечества, стартовавшей с начала 1 тысячелетия до н.э. Поток человеческого страха и отчаяния, что культуролог Карл Ясперс связал с началом «Осевого времени». Немецкий философ Петер Слотердайк образно назвал новую эру — временем Сферы. (6) Именем геометрической фигуры, от которой входили в экстаз первые эллинские философы, «инженеры человеческих душ» Осевого времени.
Сфера предполагала масштабное размежевание миров: на Мир Сям и Мир Там. В Мир Там постепенно вываливалось всё иррациональное — предки, животные. Рисовались и строились стены и границы сферы закрытого мира и общества — карантинные, философские, гигиенические. Человечество отделяло себя, в первую очередь — от матери природы.
Если эллинские философские инженеры прославили себя пропагандой новой эпохи закрытости, заколоченности сферы ото всех и вся, запретом на сборку с иными мирами, то их восточный собрат пророк Заратустра зафиксировал важнейшее качество новой эпохи — раздор и размежевание.
Различие было важным элементом жизни Бронзового века. И даже проникло в век Железный через философию даосов и скифов. Вот скажем, скифский «звериный стиль» — битва бескрылых и крылатых, хищников и травоядных, запечатленные на амфорах и пекторалях.
Это и сражение и свадьба, война и и любовь, секс и танец. Хищники-тьма поедают травоядных-свет и рождают свет заново. Как и у Лао-цзы — инь и ян, мужское и женское формируют поток, обновление и динамику космоса.
Но Заратустра провозгласил абсолютное разделение космоса на свет и тьму, мужское и женское, асуров и дэвов, благих животных и злых животных. И не было в этом разделении никакой идеи дальнейшего соединения. Разъединённые Ормузд и Ариман были обречены биться до «морковкиного заговенья». Непреодолимый дуализм провозглашался базовым смыслом мира сего. Через манихейство «дуализм» и идея «стихии зла», с коей надо обязательно бороться до конца мира, попали в христианство. И вот уже Георгий вечно сражается со Змеем, а Михаил с дьяволом. И не примирится им никогда.
Но тут нас интересует другое. Дуализм Заратустры намертво отделил человека от биосферы, от живой природы, оставив ему «на светлой стороне» лишь домашних животных. Заратустра рекомендовал всех неопасных «братьев меньших» именовать «собаками», чтобы не путаться. Так появились в Иране «собака-ёж» и «собака-овца».
Весь остальной бесконечный живой мир провозглашался по сути обителью дэвов, «аримановых слуг». И это мировоззрение, к сожалению, стало основополагающим не только в античном Иране, но предстало побудительным лейтмотивом большинства народов на планете Земля.
Кровавые ристалища и мусорные свалки — это не достояние нашей современности. Просто мы начали обращать на них внимание.
Зайдите в московских музей Востока в иранский его кабинет: на роскошных персидских коврах шах только и делает, что режет и протыкает бесчисленные стада диких животных. И с ним свита его занимается тем же биоцидом, что считался на протяжение трёх тысяч лет благородным и славным деянием всех удальцов и молодцов. Побольше замучить диких тварей, побольше спилить деревьев, раскопать шахт и продать купцам самои недра Земли, вывернуть Землю наизнанку, пустить ей кровь, вспороть брюхо, вытащить кишки и артерии наружу. Этим сегодня промышляют уже не дворяне-охотники и тореадоры. Но богатые и заслуженные нефтяники, медные и золотые короли, герои труда России и США.
Разгром биосферы Земли, отделённой от Человечества благодаря проповеди пророка Заратустры стал преобладающим деянием людей Железного века.
Но в конце «Осевого времени» появилось немало желающих с этой страшной проповедью разобраться. Философ Фридрих Ницше провозвестил Иного Заратустру. (7)
«Заратустра-наоборот», «Новый Заратустра» Ницше ищет вселенского синетеза, вечного возвращения и диалектического перехода противоположностей друг в друга, когда демоны превращаются в ангелов.
Голос Сверхчеловека прорастает из криков маргиналов «Осевого времени»: уволенных королей, прокаженных, ослов. Все вместе они создают фигуру будущего.
И преодолевают тем самым великое размежевание «Эпохи Сферы». Хоронят наследие ветхого Заратустры.

Убийство Еленя

Идя в Ростове по улице Горького, походя, размахивая руками, художник Ильинов рассказал, как закончился казачий Рай во Время Оное.
Бог дал казакам всё. Самые благодатные земли, самые чистые реки, золотых рыб, отсутствие врагов и мошки. Одно просил у казаков Бог: не трогать священного Еленя — Его посланника и помощника.
Раздобрели казаки, привыкли к хорошему. Стали шалить и стрелять Еленя. Вонзилась в рогача роковая стрела. И гул пошёл над Великой Степью и зазвенели ночные звёзды. А со стороны реки Медведицы уже шли несметные тьмы кочевников — жечь казачьи сёла, рвать казаков на части, полонить их жёнок. И с тех пор на Дону тысячи лет смятение. И пришёл царь Пётр Антихрист. И снял святого Еленя с казачьего флага. И водрузил туда гулящего голого казачка, сидящего на бочке. И тоска разошлась по Дону, пустила корни в сердцах казаков.
Но знали они, что злое время однажды кончится. Бог казачий смилостивиться, а Елень вернётся…
Смерть или метафизическое ранение тотемного Еленя стрелой привело казачество к упадку и безумию. Видимо это вовсе не банальная и всем известная фигура с рогами, но живой и явленный символ единения с Природой, с Землёй и Солнцем, со священным космосом. И за отринутыми животными стоит вселенская Правда, справедливый порядок Бытия, созданный во время Оное Господом Богом.
Добавим для аллегоричности нашего рассказа, что упомянутый выше Фридрих Ницше сошёл с ума после припадка, вызванного зверским избиением кучером беззащитной лошади.
За убиением животных стоит умаление и усекновение самоей стихии Жизни.
И вот здесь мы подходим к контурам новой русской экологии.

Время Запада

Мы много писали о том, как европейцы искусственно увеличили свою хронологию. (8)
В конце Средних веков большинству населения северо-европейских стран стало совершенно непонятно: на каком основании они должны жить под началом Римского Папы – этого «солнца» средневековой Европы. До Реформации папский политический вес мог оспаривать лишь германский император. На диалектике их противостояния Европа отлично просуществовала энное количество веков и провела «крестовые походы». А потом всё пошло вразнос. И лучшие европейские умы – неоплатоники Флоренции предприняли удивительную историко-идеологическую операцию. Они (во многом искусственно и волюнтаристски) «удлинили европейскую хронологию». Они предложили отсчитывать европейскую историю не от Христа, папы и императоров, а от Платона, Орфея, Пифагора и Аристотеля, от «семи греческих философов», от «изначальной эллинской мудрости».
И эллинская греко-римская цивилизация с её эталонами (пусть во многом вымышленными) красоты, любомудрия, науки и римского права стала той «точкой отсчёта», в которой так нуждалась Европа. Этой «точкой отсчёта» Эллада и Рим остаются для Запада до сих пор.
Удлинение хронологии дало огромный импульс развитию западной цивилизации во времена Возрождения и в Новое Время, это позволило сохранить единство Западного Суперэтноса. Потому что неоплатоники нашли «точку опоры» Запада вне его фактических хронологических рамок. Потому что генетически итальянцы не происходят от римлян, а англосаксы – от древних греков. Но культурно – европейцы вполне себе «из античности», если они принимают эллинскую культуру, как свою собственную.
Т.е. итальянские «артократоры», любимцы Лоренцо Медичи совершили просто таки цивилизационный подвиг и, одновременно, нашли «тайный компас», который ведёт Запад философской античной дорогой, ведёт, не сбиваясь по сию пору по пути научного познания и вечного поиска истины.

Мы — экологи!

Сходным образом и мы — русские и евразийцы — увеличиваем нашу хронологию за счёт скифов, что стоят вровень с эллинами — век в век. Так легче объяснить почему славяне, тюрки, кавказцы и угро-финны живут в одной стране. Потому что они все «от скифов происходят». Кто в культурном смысле, кто генетически, кто с точки зрения языка или общей истории.
У эллинов европейцы вычленили их главное достижение — создание мировой философии, искусство постигать мир через разум. Но по этой логике главное у скифов — постижение мира и Бога через природу и зверей, созданий Его.
Если европейцы стали под эллинским влиянием философами (а в Средние века, например, они никакими философами не были. Они философами именно стали в процессе своей культурной революции и этногенеза), то мы, обращаясь к своему «скифскому компасу», к нашим общим предкам становимся экологами!
Защитниками и охранителями Природы, Биосферы.
Внимательными читателями божественных знаков на природной карте. Это и есть подлинное возвращение к знаменитому «звериному стилю». И философия нашего пространства именно экологическая!
Да, для русской экологии лозунги Греты Тунберг и борьба с «парниковыми газами» далеки и непонятны. Нашей экологии необходим вселенский русский размах. Чтобы через всю Природу читать Божью книгу. Чтобы через неё разгадать свою судьбу и судьбу своих детей!

Принципы новой экологии

Вот что предлагают «Новые Скифы» в своей «зелёной» программе:

1. Создание системы плейстоценовых парков по типу, организованному Сергеем Зимовым в Якутии и Тульской области. Где животные существую в состоянии «до прихода людей», с восстановлением сломанной человеком «пищевой цепочки». Формирование плейстоценовых парков в каждом регионе России. (9)

2. Восстановление уничтоженных человеком за последние тысячелетия животных, в том числе с помощью генной инженерии, максимальное возрождение уничтоженного биоценоза.

3. Открытие экологического Институт Анахарсиса. Его задачей будет изучение скифского мировоззрения «звериного стиля», как в лингвистике (изучение евразийских рун), так и в философии: исследование динамики скифского космоса и календаря, осознание через вновь открытую «скифскую матрицу» всего богатства этнических культур народов Евразии, изучение космических законов и процесса органической Сборки с иными мирами и Биосферой.

4. Организация института омбудсмена прав диких животных на всей территории России-Евразии, в каждом её регионе, строительство вокруг этих институтов мониторинговых экологических центров, биологических лабораторий, медицинских клиник.

Оживление Еленя Скифом Меркурием

Наша поездка в Ростов переросла в большое духовное делание. Из скифского Еленя, что обозначался на всех старинных донских тамгах, проткнутый ядовитой стрелой — стрела была торжественно извлечена на картине Максима Ильинова и в видеофильме Альфреда Хлебина.
На полотне Ильинова казачьи врачи в папахах и в масках извлекают смертельную стрелу. А Хлебин снял мини-фильм, как это делают «Новые Скифы».
Здесь следует остановиться на метафоре фигуры Скифа.
Мы уже разгадали, что скифы наши первопредки, но этого для окончательного прозрения ещё мало. Открытие скоро произойдёт, да какое!
Изучая сакральную географию России я много лет пытаюсь сопоставить её различные регионы с планетами нашей Солнечной системы, а также с созвездиями и тотемными животными. Так рождается новая карта Руси, обустроенная по принципу «Сердечного логоса». Симпатии звёзд, планет, зверей и русско-евразийских земель между собой рисуют удивительное, многомерное, наполненное жизнью, соответствиями, синхронией Пространство. Не отчуждённое друг от друга, но связанное миллионами нитей через ангелов, покровителей, звёздных гениев и гостей с самыми простыми нашими посконными родными местами, семьями, людьми.
Так вот. Много раз проезжая через Ростов-на-Дону в своих экспедициях в Степь и на Кавказ я отмечал его особую жизненность, меркуриальность.
Это притом, что окружающие город Степи всегда под покровительством Вечного Синего неба — Тэнгри или планеты Юпитер. А в курганах окрест спят великие войны: нарты и сарматы — отменные дети бога Войны, любимцы Марса, Уастырджи, святого Георгия.
Так откуда особое художественное состояние Ростова? Его подвижность, жизненность, город будто герметическая реторта преобразовывает внутри себя судьбы людей и народов.
Писатель и путешественник Юрий Круглов открыл эту загадку, будто тайну «Золотого ключика», подтвердил мои предположения:
«Гермес — духовный покровитель Ростова. Я шёл по своим делам. Никого не трогал, не задевал. Но вдруг он коснулся меня. Потянул взглядом и зафиксировал.
— Остановись. Осмотрись. С тобой разговаривает сам Гермес.
Он говорил прямо в моё сознание. А взгляд мой остановился на его лице. На рельефе Дома молодёжного творчества. В прошлом культовом месте — «Волго-донском банке». Ироничный. Язвительный. Тончайший психолог…
Вы не разу не вступали в контакт с древним богом?
Что?»… (10)
Забавные и парадоксальные наблюдения ростовского экскурсовода имеют основательную историческую подоплёку.
Бог дорог, торгов и алхимии не мог не обратить внимание на устье Дона, где испокон века процветал его культ — в античном Танаисе, в венецианской Тане, в древнем Азове и в новом Ростове. В окружении курганов, заваленных золотом, среди катакомб и кладов донских атаманов, старинных базаров и кузниц Великой Скифии.
Меркурий — гений и покровитель Ростова! Гермес Трисмегист у синего Дона. О, какая тема! Но если искать аналог Меркурия в нашей истории, мы не можем его вам не назвать!
«Меркурий» имя стихии превращений по-римски, а «Гермес» — по-гречески (и вроде бы по-древнеегипетски). Но кто аналог, родственник, фрактальный знак гиперактивного пернатого бога, чей дух, согласно Круглову, «в Ростове веселится»!
Это разумеется — Скиф!
Меркурий несущийся между мирами в крылатых сандалиях: вверх и вниз, создающий при взлёте и падении каждый раз новые вселенные!
И Скиф — одной ногой в Бронзовом веке, другой в Железном. И ещё (одновременно) в нашем Грядущем. Пришедший из язычества, крещёный апостолом Андреем, познавший Бога через Зверя. Задолго до римского стратилата Евстафия-Плакиды увидевшего Христа в образе оленя (11), скифы назовут весь свой род именем Короля животного царства, носящего в рогах солнце и крест.
И как мы видим — Скиф никуда не делся. Он всегда возвращается, особенно тогда, когда России и всем нам очень плохо, тяжко и противно.
Приходит, чтобы взбодрить, оживить, очаровать, перенести через бездны.
Вот он встал между Казаками и Еленем.
Казакам, живущим в 21 веке, примириться с Еленем всё равно что Шерлоку Холмсу заключить мирный договор с собакой Баскервилей.
Почти невозможно.
Но Скиф смеётся, он верит в успех!
Он берётся за стрелу и превращает её в кадуцей. (12)
Стрела самоя по себе метафора Скифа. Он её вечный хозяин. Стрела, как ось мира, как точка сборки Руси и Великой Степи.
Извлечённая из священной плоти, продезинфицированная в скифском огне стрела не разрывает, но связывает будто хирургическая игла! Верх и низ! Бога и зверя!
Еленя и казаков!
Что конечно откупоривает для Тихого Дона невероятные перспективы обновления и преображения. Скифский Елень открыл глаза. И на Дону отныне всё по-другому!
Стрелы не разят, но лечат змеиным ядом, кисти рисуют иные миры.
Казак и Елень договариваются, стрела обращается в кисть, а время вспять. Через стрелу-кисть прорастает Любовь. Силы бегут туда и обратно. Кисти-стрелы мироточат, оживляют всё вокруг!
ЛЮБО!

Резюме

На Дону возникает прообраз новой экологии.
Новой и древней, как Евразия.
Экология по заветам пророка Анахарсиса.
Экология великой Сборки Людей и Зверей.

Павел Зарифуллин

Ссылки:

(1)«Ырк Битиг» — единственный полностью сохранившийся памятник рунического письма древних тюрков (датируется IX–X веками), обнаруженный в 1907 году английским путешественником Аурелем Стейном в пещерах Дуньхуана на далекой западной окраине Китая. Состоит из 65 символов-сюжетов. Переиздана в Москве с переводом и толкованием Бронислава Виногродского и Фёдора Черницына.

(2) Иссыкское письмо  — общее название для ряда недешифрованных надписей, найденных на Памире и Тянь-Шане. Наиболее известный памятник данного письма — горизонтальная надпись на внешней стороне сакской серебряной чаши из кургана Иссык (Казахстан в 50 км от Алма-Аты), в котором был захоронен «золотой человек». Надпись состоит из 26 знаков, внешне напоминающих орхоно-енисейскую письменность. Чаша датируется V в. до н.
э.
(3) Например Олжас Сулейменов 31 октября 1970 года опубликовал свое понимание «иссыкского письма» в «Комсомольской правде» и местных газетах, воспользовавшись только что вышедшим «Древнетюркских словарём»: “Сын хана в двадцать три (года) умер, имя и слава (народа) обратились в прах / иссякли”. После него самых разнообразных и невероятных переводов от академиков и энтузиастов вышло уже несколько сотен.

(4) Владимир Малявин «Древнетюркская книга перемен»

(5) К Эпохе Любви: Тело и Сборка

(6) Петер Слотердайк «Сферы» Макросферология. Том 2: Глобусы СПб, 2007
(7) В своём последнем сочинении «Се человек» (1888) Ницше написал:
«Меня не спрашивали, а надо было спросить, что означает имя Заратустры именно в моих устах — в устах первого имморалиста: ведь то, в чём состоит неслыханная уникальность этого перса в истории, являет собою противоположность как раз этому. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла подлинный движитель всего и вся, и перевод морали на язык метафизики в качестве силы, причины, самоцели — это его рук дело. Но этот вопрос уже, по сути, заключает в себе и ответ. Заратустра создал это роковое заблуждение — мораль: следовательно, он же и должен первым его распознать».

(8) Эссе «Новая скифская хронология» в книге Павла Зарифуллин «Новые скифы», СПб. 2014

(9) Сергей Зимов: единственный способ остановить таяние мерзлоты – превратить Сибирь в плейстоценовый парк.

(10) Юрий Круглов «Прогулки по выходным с ироничным и умным», Ростов-на-Дону. 2009

(11) «Солнечная русская голова» в книге Павла Зарифуллин «Звериный стиль Ивана-царевича», СПб. 2015

(12) Скифского царя и пророка Анахарсиса в Элладе часто ассоциировали с Гермесом. Помимо того, что он считался великим философом, предание утверждает его авторство в изготовлении гончарного круга, якоря и паруса. Его видели покровителем ремёсел и мореплавания.