Шаманизм и фигура Еноха

Текст является специально адаптированным для сайта автором фрагментом его книги «Творцы священной истории» (М., 2010). Сопровождается фотографиями петроголифов Валь-Камоники (ок. 10 тыс. лет назад), найденными в альпийской долине Камоника (Брешиа, Ломбардия в Италии).

ЕНОХ – ПЕРВЫЙ ПОСВЯЩЁННЫЙ

Грех сомневаться в монотеизме древних евреев, начиная с Авраама, но Единого Бога можно созерцать по-разному. Есть подозрение, что доктрина Творца усваивается религией Израиля только после египетского плена. До оного преобладало восприятие высшего начала как Элохим (букв. «Боги») или «Владыки ветра». Вспомним начало Творения: «…и Дух Божий носился над водами». Дух rūăh – «ветер», «дуновение». В «Сефер Йецира» (Книге Созидания), традиционно приписываемой Аврааму, первой сефирой (основанием мироздания) назван Дух Бога Живого, второй сефирой – ветер от Духа.

Восприятие Бога, как бессмертного великого Духа, устойчивая прерогатива шаманизма, – традиции, опоясавшей Землю, похоже, с тех самых допотопных времён. В обозримой истории шаманизм преобладал в Скандинавии, Сибири, среди эскимосов, индейцев Северной и Центральной Америки. Далековато от Ближнего Востока? Но тут уж одно из двух: или начало Берешит действительно описывает события, имеющие всемирное значение, или следует поискать священный текст более актуальный для всего человечества, а не только для потомков Авраама с примкнувшими.

Книга, приписываемая авторству Еноха и включённая в Великие минеи четьи Московского царства середины XVI века, – ничем структурно не отличается от стереотипных «путешествий» шаманов на небо, в тартарары, прошлое, будущее, по ободу земного круга.

Фигура Еноха олицетворяет ученичество; chănōkh переводится как «воспитанник», «последователь», «посвящённый». В библейской истории Енох учреждает институт инициации. «Знамением знания из поколения в поколение» называет его Книга Иисуса Сирахова, откопанная в Каирской генизе. Невозможно быть учеником в религии, так же как верующим в знании. Но, кажется, патриарх пытался совместить несовместимое: «верою Енох переселён был так, что не видел смерти» (Евр 11:5).

Общность структуры инициации у всех народов отражает диалектику проявления священного в бытии человека: мирское (profanum) радикально отделяется от сакрального. Вызываемый этим разделением перепад психофизиологического состояния меняет у человека восприятие действительности.

Т’ЕР-Т’ОЛЫ (ЗЕМНОЙ ПУТЬ)

Где же обитал праотец шаманизма, тот, кого Книга Бытия именует «Енох»?

Главное, при решении этой задачи не гнать, но идти до конца. Не напролом и без страха. Совпадение № 1: согласно библейскому родословию tolĕdōt, Енохов до потопа жило двое. Сын Каина (он родился раньше) и прапраправнук Сифа. Совпадение № 2: именем первенца Каин назвал город, построенный в земле Nōd к востоку от Эдема.

Нод, гипотетическая прародина шаманизма, есть не что иное как «странствие, путь, путешествие». Посему наиболее прозорливые толкователи сходились на том, что речь идёт не об определённой местности, а о символическом наименовании страны изгнания, по которой обречён скитаться землепашец Каин, убивший брата, скотовода Авеля. То, что по логике оседлости-кочёвки всё должно было распределиться наоборот, почему-то не смущало ни иудейских, ни христианских экзегетов…

Так же как Адам, изгнанный к востоку от Эдема, Каин направился искупать свой грех на восход солнца. Смертная казнь редко практиковалась древними: убийцу делали изгоем. По той же причине выделяя для убийц города-убежища, Моисей застолбил для них восточную сторону Земли Обетованной.

На пороге великих географических открытий с Нод отождествляется удалённейшая область на востоке – Китай. Если же учесть, что корни шаманизма уходят в палеолит, в анимизм [1] охотников неандертальцев, кроманьонцев, денисовцев а также то, что перешеек на месте Берингова пролива (Берингия) в максимальные фазы последнего оледенения, был сухопутным, – каиново странствие достигнет сначала одной, а затем другой Америки.

Одним из специфических представлений телеутов о вселенной является воображаемая земля т’ер-т’олы, «земной путь». Она совне охватывает реальную землю широким обручем. Правильное перемещение по воображаемой земле следует начинать с некоего узлового пункта на её востоке. Всякая дорога, ведущая c этой росстани дорог, опекается особым кааном (ханом), а хозяин главной, «мужской» двери называется камлающими Кар-Адамом (Кар отец мой). Сын Кар-Адама, Соок-каан, обитает там же, где отец – на большом ковальном заводе, указывает в своей книге «Миры шаманов и сказителей» Дмитрий Функ. Родоначальник Адам, кааны, ковка металла, до которой впервые додумался библейский потомок Каина, Тубал-Каин… Уж не сговорился ли нынешний директор Института этнологии и антропологии с миссионерским отделом РПЦ МП?! (Шутка).

СКОТОВОДЫ ИЛИ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ?

Заставляет задуматься ещё одно совпадение между библейским текстом и ритуальной практикой шаманизма. Большинство толкователей постановило, что «знамение», наложенное Господом на братоубийцу Каина, выражалось в трясучке. Дёргалась его голова, дёргалась правая рука. В невероятно сгущённом повествовании первых глав Берешит (Книги Бытия), принимать это за черты какого-то одного человека – нонсенс. Каждый из патриархов (по крайней мере, до Авраама) воплощает не изолированную личность, но единство рода. Сотрясение тела Каина указывает на ритуальное камлание, совершаемое шаманами искони. Изобретение музыкальных инструментов опять-таки принадлежит каиниту Йувалу. Так же как изобретение косметики его сводной сестре На’аме. Оружие, пляска, музыка, татуаж и макияж не способствовали, как полагали учителя Церкви, душевной пользе, однако все они востребованы шаманистской обрядностью.

Первенца Адама, Каина, обычно рассматривают как родоначальника всяческого социального зла. Обскурантизм, наложенный экзегетами на каинитов, базировался на слабо аргументированном мнении, будто современное человечество к ним никакого кровно-родственного отношения не имеет. С годами в допущение каинофобов верилось всё слабее.

Обличительный пыл по адресу отродья Каина иссяк, ибо стало очевидно, что этими самым отродьем могут оказаться не только аборигены Нового Света, но и достойнейшие представители христианских народов. Кем был Енох, ходивший с Богом и забранный им, – каинитом или сифитом? Понять бы только, кого считать теми или другими, коль земледельцы, по Берешит, кочуют, а пастухи ведут вполне оседлый образ жизни.

Колеблются и археологи Передней Азии. Прасемиты Восточного Средиземноморья (культура Иерихион А) были изначально земледельцами, а скотоводство переняли у пришедших праиндоевропейцев [2] (культура Иерихон B, тахунийская). Кремневые орудия тахунийцев, обнаруженные на стоянке в Бейде, Иудея (7153-6575 гг. до н.э.) напоминают позднепалеолитический инвентарь охотников на северного оленя Европы.

Дело ясное, что дело тёмное. Каин – старший сын, а судьбе первенцев-наследников в Ветхом Завете не позавидуешь. Вспомним их помённо: Хам, Измаил, Исав, Вениамин, Манассия, Фарес, братья Давида, Адония… Все они пали жертвами младших братьев, оказавшихся более проворными, а затем и более святыми.

…Судя по мифам, встреча скотоводов и земледельцев, могла вести не только к конфликтам (Авель и Каин), но и к созданию союзов (шумерские сказания о сватовстве бога земледелия Энкиду и бога-пастуха Думузи к Инанне).

САМООТКРЫТИЕ

Инициации шаманизма имеют более древнее происхождение. Исторически они привязаны к присваивающему типу хозяйства: собирательству, охоте, рыболовству. Будучи, по Эрике Бургиньон, мужским опытом, транс способствовал взрослению мальчиков, помогал им обрести индивидуальную опору по жизни – надёжнее смекалки, прочнее эмоциональных порывов. После отхода ледников ничто не мешало учению Еноха распространиться по Центральной и Юго-Восточной Азии, не говоря о тёплом Тихом океане, где его следы теряются в вотчине Баяме, Наивысшего Существа, пекущегося об австралийских знахарях.

Шаман решает задачу подготовки к самооткрытию, выходу в небо. О Енохе, единственном из допотопных патриархов, сказано, что он «ходил с Богом».

Енох постоянно открывал себя тому, что почитал высшей силой, ва-кон-да, как зовут её индейцы осаджи. Не в этом ли хождение пред лицом Бога?

Открывшись всеохватности жизненного потока, Енох не пытался менять себя, но лишь настраивался, делаясь проводником волений rūăh. Духовная радиация не обогащает человеческого «я» шамана, не возводит его, как жреца на недосягаемый иерархический пьедестал. Эксклюзивное достоинство избранника духов – проводимость. Свободно источаясь сквозь человеческую сущность шамана вовне на семью, племя, природу, мир, божественная воля образует протяжённость странствия Нод. Лучистые ореолы окружают енохиан на стелах Валькамоники (Брешиа, Италия), равно как в видениях индейцев-хиваро.
«Американские индейцы называют Бога всемирным духом – невидимым, всеобъемлющим. Это очень высокое представление и себе самому оставленный дух дальше этого идти не может», – писал святитель Феофан Затворник.

ЕНОХИАНСКИЙ ЯЗЫК, ПОДЛИННЫЙ И МНИМЫЙ

Во все времена у Еноха хватало душеприказчиков и подражателей. Владением языка праотца хвалился цвет европейского герметизма от Джона Ди до Алистера Кроули. Ах, если б эти поэтические экзерсисы хоть чуть-чуть напоминали живые ключи енохианской речи! Язык Galdr, шифрованная коммуникация шаманов, был поразительно абстрактен – до диссолюции. Германский глагол galan означает пение птиц, а пение, в отличие от криков, отмеряется не отдельными звуками, а трелями и руладами. Rūăh дышит через совместную вибрацию нот, через виртуозные пассажи.

Китайский, монгольский и татарский вроде не похожи. Но в каждом из них категории используются вне классификации на существительные, глаголы или прилагательные. Данная черта – следствие экстатического транса, когда мирская обусловленность растворена вездесущими волнами эфирного океана. Всё, что падает в эту лексическую нишу, поглощается реакциями полисинтеза и агглютинации (склеивания).

Словотворчество в «склеивающей» речи использует не флексии (окончания или приставки), а сопрягает кирпичики корней непосредственно. По-русски «за три дня», по-удмуртски куиньмойскын; расчленённое «мои сердечные затруднения» сцементировано в единый блок сюлэмшугъяськонъесы. Ведущей силой «енохианского» праязыка стала сама протяжённость речи. Таков подлинный характер Элохим, pluralis divinitatis, «множественного Божественности».

СОЛНЕЧНЫЙ ГОД И ОБЩЕНИЕ С ПРЕДКАМИ

ВедОмых духом не отбрасывает к прошлому, не разворачивает в будущее, но углубляется их чуткость настоящего. Поэтому буддизм с его вечным настоящим, нирваной, не есть развитие или реформа индуизма. Силуэт этого учения принадлежит другой фигуре. Тому, кто пробуждённо-юн, не пристало умирать и воскресать: он черпает жизненную силу из ещё неразделённого ключа. Христианская эсхатология честно пытается донести эту истину, ожидая явления моложавого Еноха накануне Судного дня. Пожалуй, лишь члены Церкви Индейцев из всех христианских деноминаций сегодня читают толедот (библейское родословие) адекватно. Они ничего не знают о начале мира и не ждут никакого конца. Для знакомых с вертикальной природой времени все потенциальные события доступны из любого момента.

365 – число солнечного года, а Книга Юбилеев (в современный библейский канон она не входит) называет Еноха «первым среди сынов человеческих, родившихся на земле, который обучился письму, знанию и мудрости». «И он описал в книге небесные знамения в соответствии с порядком их месяцев, дабы сыны человеческие познали годичные периоды». Словом, то, чему научили Еноха ангелы. Неудивительно, что продолжительность его рода на земле отражает количеству дней в году.

Шесть юбилеев, т.е. 6х50=300 лет провели после вознесения Еноха его преемники в синергии с духом предка-проводника. Как повествует кумранский «Апокриф книги Бытия», Мафусал навестил отца в северном «раю гор и драгоценных деревьев». Ноя же Енох ободрил, рассказав как спастись от потопа. Ушедшие с земного плана бытия прародители сосуществовали с энеолитическими общинами в параллельном мире, выполняя роль хранителей. Таким образом, некогда обученный ангелами Енох, сам позднее исполнил роль инструктора по отношению к своим потомкам.

Костяк Книги Еноха образовали стенограммы собеседований, проводившихся членами иудейских поминальных обществ (марзихим). А те, в свою очередь, восходили к тщательно скрываемой от непосвящённых особой практике, культовых сообществ Угарита (ок.XXIII – XIII вв. до н.э.) и Эблы (XX-XVII вв. до н.э.). Божественные предки, рефаимы, почитались западными семитами (жителями Эблы) и хананеями (угаритским населением) как «знающие», обладающие даром предвидения событий. В Угарите рефаимов считали действительными членами мемориальных ассоциаций. В ходе религиозных фестивалей и культовых трапез земные участники сообществ соединялись с незримыми обитателями звёзд. Аналогичные мемориальные клубы позднее существовали у греков (фиасы) и в аттической культуре (оргеоны).

Рефаимы были способны исцелять больных, поэтому крепкая связь с ними лежала в основе иудейских ритуалов целительства. Практика общения с рефаимами поддерживалась среди иудеев наиболее закрытыми сектами, типа ессеев, к коим относилась Кумранская община. Вместе с общинниками-людьми пищу вкушали рефаимы. Вот почему, кумраниты аккуратно складывали остатки священных трапез в сосуды и закапывали их. Призванного по имени предка расспрашивали об устройстве мира и деталях прошлого.

АНГЕЛЫ КАК СТРАЖИ И КАК АДМИНЫ

Взаимоотношения человечества с ангелами в Книге Еноха запутаны и неоднозначны. Генеральным сюжетом этого памятника является то самое вознесение Еноха, которому Берешит уделяет полстиха «…и не стало его, ибо забрал его Бог» (Быт 5:24).

Вознесение предстаёт как своеобразный размен с теми из ангелов – Книга Еноха называет их Стражами, – кто начал сходить с небес и воплощаться среди людей. Стражей Шемихазу, Артакофа, Азазэла и прочих Книга делает ответственными за внедрение в среду человечества магических знаний. Схождение Стражей произошло во дни отца Еноха, Йареда, чьё имя происходит от глагола «опускаться».

Нисхождение, согласно кумранским свиткам, распадалось на две стадии. Сперва Стражи обучили женщин, с которыми совокуплялись, пользоваться в целях прогнозирования лунными и солнечными циклами, метеорологическими явлениями (громом, молнией). От человеческих жён ангелов распространяется чародейство, собирание целебных корней и трав (фармацевтика). Затем, когда население увеличилось, рождаются исполины (нефилим), существа смешанной природы, происходит нечестивое расширение рациона людей. В пищу идёт кровь животных, допускается каннибализм.

Следующий этап ознаменован приходом к власти ремесленников и воинов. Азазэл «научил людей делать железные мечи и медные нагрудники, и показал им, какие металлы можно извлекать из земли, и как им следует обрабатывать золото, дабы оно было готово к использованию; относительно же серебра – как из него делать браслеты и другие украшения для женщин. А женщинам он показал, как пользоваться сурьмой и как наводить тени над и под ресницами, а также сообщил то, что касается драгоценных камней и красящих веществ». Первый этап вполне соотносим с неолитической революцией, второй – с наступлением железного века, окончательной победой патриархата.

В обоих случаях в центре человеческого общества возвышаются фигуры Ангелов, чьи функции сравнимы с админами компьютерной сети. Сперва это «живые богини» неолита, затем, порождённые ими же маги-металлурги. Однако проективные способности, присущие сетевому администратору, преломляются в женском и мужском гендерах по-разному. У женщины они видятся как продолжение естественной детородности (отсюда – «совокупление» со Стражами), а у мужчины достигается через создание инструментов, расширяющих власть человека над миром.

Админы-Стражи наделяют адептов магии земной мощью, но и не думают открыть доступ к Центральному серверу сети (трансцендентному Источнику Творения). Несмотря на всю продвинутость «допотопной» цивилизации, он оставался по-прежнему (с момента Грехопадения) закрытым. Быть может поэтому для Человека не так уж принципиальна разница между «падшими» и «непадшими» Ангелами? Те, и другие добросовестно лишали его связи с Источником.

«Протокол» [3] коммуникации с человеком следовало обновить. Был необходим иной образец взаимодействия со сверхразумными силами, чем те, которыми пользовались Адам, Ева или Каин. Таким протоколом становится восхождение Еноха.

МЕЖДУ ЖРЕЦОМ И МАГОМ

Тип синергии с надчеловеческим планом бытия, преподносимый Книгой Еноха в качестве идеального, не соответствует ни магическому, ни возникшему позднее жреческому.

Маг замкнут сам на себя. Нечеловеческий субстрат сливается с источниками его витальной силы, что производит на остальных эффект потрясающего могущества. Сила же священника зиждется на спорадических коннектах с высшим началом. Жрец священнодействует, поскольку знает, как призвать божество, что лишь подтверждает их разделённость. Изъясняясь терминами IT, это продвинутый пользователь с выделенной линией. Маг же не просто пользователь, а оператор с правом доступа к некоторым служебным программам сети. Воля мага представляет композит с волей Стража, воплощённой в результате нисхождения. Другой вопрос: считать ли админа, опустившегося до сговора с пользователем, полноценным исполнителем своих служебных обязанностей?

Хотя в литературе иногда смешивают типы колдуна и шамана, они диаметрально противоположны. Путь Еноха можно назвать шаманизмом, свободным от налёта магии (которая всегда угрожает ему, равно как и священническому служению).

Испытав ужас от деяний, совершённых союзом людей и Стражей- Админов, Енох ищет путь к ангельским силам, не извратившим своё предназначение. Уже не они спускаются к нему, но он поднимается до их уровня. Восходя, Енох производит ревизию, программ, циркулирующих в системе человеческих отношений, освобождаясь от переносчиков вирусов: «всякое нечестивое деяние исчезнет; и да явится праведное насаждение; и оно станет благословением, и деяния праведности будут вовеки с радостию представать». В более поздних редакциях Енох наделяется духовными дарами, так же как шаман при посвящении – духами-помощниками.

Описывая Админов-Стражей, чародеек-Модераторов и их потомство, операторов-исполинов, Книга перечисляет области культуры, существовавшие на момент вознесения. И безапелляционно настаивает на отказе от этих достижений. Такая установка вела Еноха к социальной изолированности, что отражает стартовое условие шаманской инициации.

Желающий быть «избранным духами», как правило, длительное время проводит в одиночестве, выпадая из жизни общества. С другой стороны, у канадских индейцев салишей, к примеру, обряды шаманизма помогают аутистам преодолеть отчуждённость внутри племени. «Болезнь духа», которую переживают такие индивиды, способствует их психосоциальной реабилитации. В процессе излечения «болезни» маргинал осознаёт, что обладает необузданной силой, которая разнесёт его на клочки, если он не подчинит её в ходе инициации и не станет использовать как энергию духа-хранителя.

ИЗМЕНЁННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛАНДШАФТА

Ландшафты Книги Еноха обладают всеми атрибутами визионерства, погружённости в изменённые состояния сознания: «И я увидел на Востоке другую гору, выше, чем эта, а между ними глубокое ущелье, не имевшее ширины, по которому текла вода из-под этой горы. А к западу от неё другая гора, ниже, чем эта, не имевшая высоты…» Такое не фантазируется, не додумывается через пересказ. Зрительное поле Еноха сужено, однако его «я» раздвинуто до границ мироздания: «кто из всех людей может созерцать… угловые колонны, на которых покоятся небеса и кто может узреть душу или дух и возвратиться оттуда, чтобы рассказать об этом, или же взойти и увидеть всю общину духов и думать или действовать подобно им?».

Линейное время в Книге получает дополнительные объёмы. То или иное поколение рождает уникальную совокупность чувств, мышления, действия. Ибо каждая генерация людей воплощает особое бытийное качество. За древними Енох видит «деяния и мысли», за ближайшими по времени – «деяния и поступки». Ведь ученичество (Енох – chănōkh – ученик) зависит от навыка различать в себе циркуляцию энергий.

Сменяющие друг друга картины указывают на методы введения в изменённые состояния сознания, до сих пор используемые шаманами. В определённый момент небеса видятся Еноху холодным ангаром с ледяными зданиями и домами-градинами на полу из снега. Но это не совсем обычный лёд: «дом был горяч, подобно огню, и холоден, подобно снегу; и в нём не было ничего для жизненных наслаждений; и вот, меня охватил страх, и дрожь сковала меня». Согласно наблюдениям датского этнолога Олмаркса, шаманский экстаз стимулируется отсутствием тепла, экстремальными условиями жизни, одиночеством и преобладающей долей тёмного времени суток. Это и некоторые другие указания Книги, будят смелое предположение: зародившись за Полярным кругом, практики депривации [4] переместились со временем в южные широты.

ЧЕЛОВЕК КАК ОН ЗАДУМАН

Ни в кумранских, ни в более поздних версиях Книги мы не обнаружим жёсткого деления потомства Адама на сынов Каина и сынов Сифа и их противостояния, что характерно для последующего иудеохристианской историософии, начиная с Филона Александрийского. В то же время в Берешит и последующих частях Библии тема конклава падших ангелов и людей, возникнув, остаётся раскрытой лишь наполовину. Авторы Берешит дифференцированно подходят к феноменам культуры, возводя позитивные к сифитскому влиянию, а негативные к каинитскому. Книга Еноха более ригористична. Она указывает на смешение со Стражами, как на сомнительный источник цивилизованности в целом.

Книга Еноха – мистерия преображения ума, омрачённого разрушительными тенденциями, заложенными в человеческой культуре. Совершенно логично, поэтому, что изоляционизм Книги оказался востребован у живших в пустыне ессеев. Основатели этого движения, подобно Еноху не чурались вояжей в различные области духа. И в дальнейшем, Книга вызывала интерес прежде всего у иудейских мистиков, практиковавших выход за пределы собственного сознания (например, у автора 3-й версии Книги Еноха, Рабби Ишмаэла, умершего незадолго до начала Второй Иудейской войны).

От Каина до Еноха сознание людей было ограничено Админами, а жизнь вытеснена из высших бытийных состояний. Неотступная верность Еноха истине («ходил с Богом») привела к восстановлению (пусть виртуальному) административных прав Человека, которых тот был лишён при Грехопадении. Преодолев барьер Центрального сервера, Енох из обособленного существа превращается в самый верхний протокол.

На рубеже нашей эры эта виртуальная константа получит имя Метатрона (букв. «стоящего перед Троном»), ангела Божественного Присутствия. Каждый народ призывает его на своём языке. Сущностной чертой Еноха-Метатрона выступает неувядающая юность. Отсюда его наименование На‘ар, «Отрок». Метатрон – настоящий любимец Бога, который компенсирует в его глазах промахи, допущенные представителями человечества. Это бессмертный образчик того, каким задуман Человек.

Дары Еноху-Метатрону намного превосходят подачки падших Стражей чародеям. «Сокровищницы» разумения, милости, любви и поддержки открываются перед ним. Метатрон получает доступ к «хранилищам жизни», резервуару потенциальностей существования, к способности модифицировать, изменять наличную действительность. Это подразумевает сопричастность креативному началу, сотрудничество с главным «Делателем дел».

Енох превращается в регулятора коллективной души (что, кстати, считается ещё одной традиционной функцией шамана). «До того, как человек подумает втайне, я уже вижу его мысль; до того, как он сделает что-либо, я уже вижу его поступок», – говорит Метатрон Рабби Ишмаэлу. Он одновременно отображается в каждом и во всех на временнОй протяжённости. Все поколения мира и их деяния, «которые уже осуществлены и которые ещё должны быть осуществлены, до последнего поколения», академики и пророки, ораторы и селебрити, взятые в процессе своей жизнедеятельности, вплетены Енохом в орнамент Занавеса истории.

Столь резкий взлёт некогда смертного существа на верхние этажи иерархии вызывает у Стражей ревность: «Что это за запах рожденного женщиной? Почему белая капля [т.е. семя] восходит ввысь и служит среди тех, кто высекает пламя?» Это возмущение – лучше всего подтверждает обманутость чародеев-исполинов, воспринявших искажённое естество ангелов. Их, как говорится, с Енохом и рядом не стояло…

И всё-таки предметом гордости в лице Еноха служило не возвышение Человека, а возможность его трансформации в равновеликую и даже превосходящую ангелов сущность.

Можно ли считать человеком радужное тело, в которое пресуществляется Енох? Плоть Еноха вспыхивает пламенем [5], мускулы – огнём, кости – углями, ресницы сверкают как молнии, а глаза озаряются подобно факелам. Как сказано в Книге, он был поднят и увеличен до размеров земной поверхности. Енох делается организующим началом рода человеческого. Вместо конечностей у него вырастают крылья по числу земных народов (они становятся членами его тела, органами), открываются сотни тысяч глаз, целое фасеточное море. Однако вознесение Еноха не решает проблему бессмертия, ведь попав в общину богов, он попросту перестаёт быть человеком.

Роман Багдасаров

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] От лат. anima, animus – вера в одухотворённость тел и предметов, а также бестелесное бытие духов.

[2] Очень важный момент. Приставка «пра-» столь же серьёзный барьер в археологической лингвистике, сколь водораздел Потопа в сакральной истории.

[3] Понятие протокола введено с опорой на принятый в сетевых технологиях термин «протокол передачи данных». Это определение касается надвременнОй области, к которой более привычно применять понятие первообраза (архетипа, паттерна, гештальта). Нами делается акцент на динамичную связь, возникающую между сферой вечности, где пребывает первообраз, и его реализацией во времени. Такая реализация, осуществление, немыслима без набора правил, производящего соединение между двумя сферами. Всякий раз соединение уникально, т.к., в отличие от вечности, во времени не бывает полностью одинаковых моментов. При этом должно быть соответствие между «передающим узлом» (вечностью) и «принимающим» (потоком времени). Это соответствие и обеспечивает «протокол».

[4] Депривация (от лат. deprivatio, «лишение») – состояние, иногда намеренное, когда человек недостаточно удовлетворяет свои психофизиологические потребности (в воздухе, пище, тепле и т.д.). На депривации строятся аскетические техники воздержания.

[5] Ср.: Енос (’ĕnōš) – воспламенямый.