Азазель

Выступление Павла Зарифуллина на лекториуме «Новые боги» 6 сезона образовательного проекта «Белая Индия». Санкт-Петербург, магазин «Во весь голос»

Аксессуары Юнгера. Который ничего не писал

Выражение немецкого философа Эрнста Юнгера про «новых богов» очень интересное. Можно Юнгером прикрыться, если вдруг возникнет в путинской России проверяющая Госкомиссия по вопросам «новых богов». Тогда «новые скифы» честно ответят, что это Юнгер всё придумал, а мы изучаем его наследие.
Тем любопытнее, что Юнгер вообще ничего об этом не писал, а просто заметил, что «было бы, да, хорошо бы, если бы такое оказалось возможно». А ведь вокруг этой заманчивой фразы «новые боги» можно сколотить целую концепцию, миры новые наплодить, «словить вселенные».
Это всё напоминает изречение уважаемого монаха Филофея, и даже его замечание: дескать «два Рима пали, а не есть ли Москва — Третий Рим?». Каким должен быть этот Третий Рим Филофей нам не сообщил. Но без него нашлось немало охотников, и по сию пору — ходят, пропагандируют.
«Третий Рим» или «новые боги» это такие словосочетания-аксессуары. Приятные для нашего уха. Делёз однажды заметил, что скифы не развивали свою письменность, свои иссыкские руны, а пользовались арамейской азбукой, но очень оригинально. Они брали красивые слова, как бутоньерки — и украшали ими подарки: ножи, акинаки, зеркала. Словно ленточки для коробочек с сюрпризом.
Потому «новые боги» Юнгера это такой бантик нашей истории — трагичной и сложной.

Бог умер? А кто выжил?

В 19 веке Ницше написал знаменитое: «Бог умер». Наверное главный свой афоризм. И это безусловно так: бог великой эпохи, бог-творец «Осевого времени», Железного века конечно же умер, просто Человечество сразу это не прочувствовало. Доковыляли до эпидемии короновируса и, наконец, что-то стали понимать, врубаться. Истина стала доходить до населения, даже до такой дремучей страны, как США. В Америке нынче в почёте феминизм, равенство полов, уничтожение памятников, переоценка экономических и культурных ценностей. Всё то, что у нас было в 1917 году, русские видели и не такие метаморфозы. США страна тяжёлая на подъём, на мысль, кто бы что ни говорил — Россия обогнала Америку ровно на сто лет. Предлагать нам по второму кругу какую-нибудь «квир-терию» просто смешно.
Да! Эпоха «сферы» по Слотердайку, эпоха логоцентризма, закрытости в «пещере Платона», монотеизма и патриархата закончена. Что бы ни думали на эту тему Дональд Трамп или движение «Талибан».
Ценности эллинских мудрецов и иудейских пророков, торжествовавшие в мире сём, «правившие бал» три тысячи лет нынче сметены и отринуты в мировом масштабе. Бог железного века умер. Можно верить хоть «в пень, хоть в божий день». Хоть в Илона Маска, хоть в Даню Милохина, в Бузову, в Китай, в трансгуманизм. Но можно и по старинке и в Ягве. Об которого, согласно поэту Борису Слуцкому, товарищ Сталин тушил свою трубку.
Метафизически вопрос может стоять и по-другому. А кто после этого теоцида, «богомора» выжил? У французского новеллиста Жана Рэ было страшное одно произведение, как европейский колдун отправился в греческий Архипелаг и вывез замученных ослабленных олимпийских богов с тайного острова. И использовал их для своих чудовищных алхимических опытов.
Безусловно выжили очень древние боги, стихии. О них нам поведал Лавкрафт в своих ужасных озарениях. В наших сакральных экспедициях они тоже встречались. Однажды я увидел, что под Астраханью в нездешних морях обитает истинный хозяин глубин под Русской Равниной — чудовищных размеров Нарвал.

Подземное чудовище в интерпретации фотографа Владимира Дмитренко

А в Аму-Дарье мы наблюдали прекрасных дев, богинь древней счастливой земли Бактрии, муз храма Окса. Радикальные мусульмане «во время оное» ещё до всякого Талибана и Тамерлана покидали их статуи и изображения в реку. Да вот — Речка сберегла. Потому можно и далее «пошукать» — аквастихия есть старинный дом очень причудливых существ.

Ангел Пустыни

Но русские богоискатели (из тех, что с утра до вечера ищут Шамбалу или Беловодье) отлично знают, что истинную правду самого чистого небесного колора можно сыскать только в самой дальней Пустыне.
Старцы-странники рассказывают, что По-ту-сторону царства пресвитера Иоанна в Пустыне лицом вниз лежит великий ангел, в своей степи переживший все вселенские катастрофы и «богопад» творцов Железного века.
Конечно это Азазель. Персонаж знаменитой книги «Еноха»…

Справка

Книга Еноха — апокриф Ветхого завета. На Запад она пришла стараниями путешественника Брюса. Тот привёз из Эфиопии старинные рукописи и подарил их королю Людовику XV. На Руси апокриф был известен гораздо раньше, придя из Византии, тест попал в канон священных христианских книг.
Енох описывает «время оное»:
В начале мира происходит схождение двухсот ангелов на землю — они берут в жены дочерей человеческих, от которых рождаются дети (исполины) и уводят человечество с «истинного пути». За что Бог Ветхого завета сбрасывает «крылатых» с небес и уничтожает их потомство среди людей…

Про невероятную эпоху сожительства ангелов и человеков Енох рассказывает что:
По пришествии вестников на планету ангел Азазэль обучил людей, как делать мечи, и ножи, и щиты, и нагрудные латы, ознакомил их с металлами земными и искусством их обработки, и с браслетами, и украшениями, и с применением сурьмы, и наложением краски на глаза, и со всеми видами драгоценных камней, и со всеми оттенками цветов.

Ангел Семьяза научил колдовству, и как прививать деревья, Армарос – разрешению от магических чар, Баракийал – астрологии, Кокабэль – созвездиям, Эзекеэль – распознаванию облаков, Аракиэль – знамениям земли, Шамсиэль – знамениям солнца, и Сариэль – движению луны.

Если подойти к книге «Еноха» по-структуралистски, в стиле дедушки этнографов Фрезера, разобравшего воспоминания древних евреев по косточкам в бестселлере «Фольклор в Ветхом завете», то мы придём к очень интересным выводам.

«Писец» Енох описывает порядок Бронзового века (эпоху До-Осевого времени). Осью этой Эпохи была ритуальная Сборка жриц Матриархата с существами, гениями и богами Иных миров. (1) И от них и только от них рождались «особые», сверходарённые дети, превышающие своими способностями человеческое общество и даже трёхмерную юдоль Земли. Потому и именуются они «великанами». Как очень точно описано у Еноха — через Сборку с Иными мирами женщины получали прямое познание мира, минуя картезианские умственные старания и аристотелевскую логику. Я это называю «сердечный Логос», но название можно выбрать любое.
Приход новой эпохи и Железного века напоминает тоталитарную оккупацию.
Разрыв Сборки женщин-жриц и ангелов, уничтожение жриц и их детей, и вообще всех плохих и себя запятнавших, ну а после — Потоп. Говорят, что Гитлер, отдав приказ затопить берлинское метро вдохновлялся именно Ветхим заветом. Шутил, что мы де переплюнем вашего древнееврейского бога.
Бог железного века утверждал, что нечего жить вестникам, будто электронам в квантовой суперпозиции — и здесь и там . И парить в небесах и заниматься любовью, считать звёзды и учить детей постигать запахи трав и повадки зверей. Всё должно быть тихо, как на кладбище. Ангелы в небе — люди в пещере Платона. Все сидят по матрёшкам. И попробуйте вылезти мне тут.
«Свяжи Азазэля по рукам и ногам, и брось его во мрак: и сделай отверстие в пустыне, которая в Дудаэле, и брось его туда. И положи на него (отверстие) неотесанные и острые камни, и покрой его (Азазэля) мраком, и пусть он пребывает там вечно, и покрой лицо его, чтобы он не мог видеть света».

Выживший

Потоп сошёл. Суровый Бог умер.
Но Азазель-то жив. Покрытый вуалью мрака далеко-далеко на Восходе… Лежит ангел-прометей, научивший на заре Медного века изготавливать на обычном костре удивительные мечи для мужчин и браслеты для женщин…

Мой товарищ Роман Багдасаров высказал остроумную идею, что метод Еноха напоминает шаманизм, а страна Нод, в которой происходит повествование это граница Сибири с Китаем (2).
Возможно к востоку от Сибири, там где Шамбала и Белая Индия можно и по сию пору сыскать ангелов, воткнутых головой в песок. Где-то в пустыне Такла-Макан.
Извлечение их оттуда и возвращение к душеспасительной миссии — это конечно наше большое и общее дело. Потому что без небесных знаков, вестников и учителей жить в этой богооставленной юдоли невозможно!

Восхождение Юпитер

Мы — гости промежуточной эпохи. И можем наблюдать эру возвращения ангелам, небесным духовным существам субъектности. Ведь с эпохи погрома друзей и подруг Азазеля ангелы лишены своей идентичности. Они оказались лишь механическими исполнителями, андроидами монотеистического бога.
После смерти их единственного одинокого начальника, первое что следует ожидать — это пробуждение ангелов. Постепенное возвращение самостоятельности для вестников иных миров. И надо понимать (тут к гадалке не ходи), что возвращение будет происходить через женщин, Женское, стихию любви и красоты.
Есть ли признаки сего? Конечно есть. Странные, неожиданные, висящие в воздухе валтасаровы знаки.
Например фильм братьев-сестёр Вачовски «Восхождение Юпитер». Он вызвал диаметрально противоположные взгляды в разных полушариях. В США ему дали несколько призов за худший фильм и худшие роли.
В России внятных рецензий не написано, но невнятных сколько угодно, по сию пору можно найти хоть на «Яндекс дзен».
Основная идея фильма в том, что девица Юпитер, она же русская баба Катя Болотникова волею странных стечений обстоятельств превращается из золотаря в роковую даму — центр интриг космических кланов и разведок.
Мир оказывается таким, каким мы о нём думали. Галактикой правят вампиры, питающиеся человечиной. Они сначала её размножают на разных планетах, а потом собирают кровавую жатву, дабы обрести вечную молодость. Любопытно, но именно так представлял в своих поздних книгах загадку генезиса Хомо сапиенс писатель Эдуард Лимонов.
Так вот: после разного рода злоключений и взрыва завода упырей-капиталистов в красном пятне Юпитера наша девушка получает в приданое планету Земля. Ну а женихом её оказывается генно-модифицированный ангел-волк. Практически древнерусский семаргл с юрьев-польского собора! И всё это Вачовски делают весело, красочно и легко. Западники бесятся. А дорогие россияне радуются, как дети.
Планета-то теперь нашенская!

«Восхождение Юпитер» и космическое «восстание Болотниковой»

А Чикаго Болотникова со своим крылатым оборотнем сначала разрушает, да так, что куда там «Брату-2»?! Ну а потом — берёт под свою опеку. Потому что русской бабе всегда всё пригодиться. Не пропадать же добру.
Это киношка. Но есть знаки и посолидней.
Недавно я проехал насквозь три азиатские страны — Афганистан, Таджикистан и Узбекистан. Так вот, господа, я узрел в сих отдалённых и зачастую диких краях необыкновенную концентрацию небесного воинства. Центральная Азия ангелами переполнена! В Узбекистане вестники сидят на телеграфных столбах! Да в несколько ярусов, одни над другими — так их много там.

Возвращаются!

И потому я совершенно уверен, что Позавчера человечества — Медно-Бронзовый век возвращается, но в новом раскладе.
Ибо, как сказано встарь:
Сыны человеческие умножились, случилось, что в те дни родились у них прекрасные и миловидные дочери. И ангелы, сыны небесные, увидели их и возгорелись к ним страстью, и сказали один другому: «Придите, давайте выберем себе жен из детей человеческих, и родятся у нас дети».

Ангелы, лежавшие лицом вниз в пустыне смерти, сохранившиеся ангелы подняли крыла, сидят и шепчутся на горе Ермон в середе Белой Индии.
И скребутся алмазными когтями в нашу напуганную, заморённую, богозабытую юдоль. Чтобы наполнить мир сей светом и рассеять мрак.

Ангелы берут ответственность за это мир. Они же и приведут сюда новых красивых богов.
Если мы будем того достойны.
Сказано в Городе ангелов.
Там, где младшие братья солнца горят подо рдяным диском.

Павел Зарифуллин

В Городе ангелов

Ссылки:

(1). Павел Зарифуллин «К эпохе любви: тело и сборка»:
Бронзовый век был эпохой Большой сборки. Человек и его боги были связаны со стихийными явлениями глубокой, как сейчас бы сказали «квантовой» связью. Именно квантовой! Теория квантовой суперпозиции утверждает, что предмет может находиться в двух состояниях одновременно. Например, свет может быть и частицей и волной. Одновременно. Вот и сборка героев Бронзового века схоже. Боги и акторы этой эпохи на огромном пространстве евразийского материка — это цепочка суперпозиций человеческого и звериного. А также звериного и божественного.
Египетский Анубис — человек-собака-бог, критский Минотавр — человек-бык, скифский Грифон — орёл и лев. Это была сборка человека с тотемом рода и народа, с пращуром, пришедшем в зверином или ангельском обличии. Под этим родоначальником понимались не только «пограничные» зооморфные существа, но и иные создания тонкого мира — нимфы, силы, духи мест, деревьев, рек, озёр, звёзд. Происхождение от них и связь с ними являлись предметом гордости всех сопричастных и потомков.
Трансгрессивный субъект из Иного ни коим образом не похожий на человека оплодотворяет великую мать и создаёт первый род.
Потом из него появляется ещё один, потом их много, формируются фратрии, дальше этнос.

(2). Роман Багдасаров «Шаманизм и фигура Еноха»:
Где же обитал праотец шаманизма, тот, кого Книга Бытия именует «Енох»?
Совпадение № 1: согласно библейскому родословию tolĕdōt, Енохов до потопа жило двое. Сын Каина (он родился раньше) и прапраправнук Сифа. Совпадение № 2: именем первенца Каин назвал город, построенный в земле Nōd к востоку от Эдема.
На пороге великих географических открытий с Нод отождествляется удалённейшая область на востоке – Китай.
Духовный Китай — это страна Западное Ляо — империя западных киданей, которую крестоносцы именовали Царством пресвитера Иоанна.