Над Москвой воссияли звёзды Гипербореи

Миф о северной земле Гиперборее будоражит не одно поколение путешественников, картографов, поэтов, исследователей мифов.
«Страна Аполлона» за полярным кругом притягивала к себе не только полярников, мистиков, но и Секретный отдел ГПУ во главе с Глебом Бокием.
Глобальное потепление словно бы возвращает для нас древнюю сказку. Не поднимутся ли руины Гипербореи под растаявшими льдами Северного океана?
О загадках Гипербореи, а также о влиянии мифов на современную историю и этнопсихологию народов рассказали в рамках лекционного проекта «Белая Индия» во МХАТ им. Горького:

Роман БАГДАСАРОВ — писатель, культуролог
Павел ЗАРИФУЛЛИН — писатель, этнограф
Олег ШИШКИН — путешественник, телеведущий

ниже — видео выступления на канале Новая Евразия:

Публикуем специальный отчёт эксперта «Белой Индии» Юлии Матюхиной о прошедшей лекции

10 ноября в (пока еще) любимом театре МХАТ им. Горького прошел очередной лекториум: «Белая Индия: Гиперборея».
О Гиперборее я впервые прочитала в прошлом году, когда на 1 курсе в связи с изучением Античности, купила в «Букинисте» 32 тома греческой и римской литературы и просто погрузилась в античный мир. Гиперборейская тема встречается там часто: у Гесиода и Гомера, Геродота и Гераклита, и многих других.
Ещё Аристотель писал: «Мы заселяем среднее пространство между Арктическим поясом, близким к северному полюсу, и летним тропическим, причём скифы — русь и другие гиперборейские народы живут ближе к арктическому поясу…». И, конечно, тема «Гипербореи» меня заинтересовала. Я по природе классик, люблю классическую музыку, живопись, и на этом выросла.
Слушая же Павла Зарифуллина, каждый раз как на космическах качелях, с бешенной скоростью летаешь из одной мифологической бездны в другую, из далекого прошлого в будущее, и не знаешь куда прилетишь.
Погрузились в пещеру Платона со всеми образами и видениями, и вдруг 20 век, и человек уже вышел из пещеры и стоит под открытым небом «с ощущением бесконечного ужаса», как сказал ещё в 30-е годы 20 века Лавкрафт.
Человек вышел из пещеры, а вокруг страшные звезды смерти, рептилоиды, и понимание, что мы живем не в геоцентричном мире, а что земля это просто пылинка и мы сами пылинки на этой пылинке. И человек не смог этого выдержать, он захотел обратно в пещеру, так как гнёт звезд невыносим.

А дальше качели качнулись, и уже Владимир Ильич Ленин говорит: «Мы сыграем в другую игру, провозгласим революцию и мир будет другим, переименуем созвездия, города и страны и заживём другой жизнью». И на авансцену выходит Глеб Бокий — уникальная личность, русский дворянин, большевик. Бокий пошел с Лениным рука об руку — создал секретный отдел, который занимался сакральной географией. Бокий повернулся с востока на север, на Кольский полуотров, где его экспедициями было найдено много древних артефактов.
Больше всего Бокия интересовало «Меряченье», это когда люди впадали в транс и шли на зов Полярной звезды.
А затем качели, и обратно к скифам, потому что созвездие «Большая медведица» испокон веков звалось «Большим оленем», либо Сохатым, а Полярная звезда — Лосиной. У скифов олень либо лось были тотемными животными, а Большая Медведица пришла из греческой мифологии.

И в конце Павел подытожил: звёзды смерти — это звезды чуждых нам цивилизаций. И если мы помним Гиперборею, которая вернулась к нам в 20-е годы 20 века, и видим созвездие Лося на небосводе, символ Гипербореи, прародины русских, то надо только правильно открыть двери «Лосиной звезды», и пойти по пути, который предки уже проложили.

«Будут новые дни и обычаи,
Но твое золотое дно
До конца разгадать и вычерпать
Никому ещё не дано».

(Н. Новосельнова)

С большим интересом слушала Романа Богдасарова. Он больше опирался на научные факты, рассказал, что в этой области исследовано, о трудах Светланы Жарниковой. Так же рассказал о разных гипотезах возникновения Гипербореи и её локализации. Роман очень оптимистично закончил свое выступление. Сказав, что нас ожидает глобальное научное открытие и открытие древней цивиллизации, как в произведнии Андрея Платонова «Эфирный тракт». Я лично очень даже верю, ведь многое уже сбылось из того, что было написано фантастами и я верю в великое будущее нашей евразийской России.
В самом конце Олег Шишкин кратко рассказал о Лапландии, лопарях, о древних алтарях на севере и о своем виденьи Гипербореи.
И опять пришла на ум матрешка, еще один пласт русского бытия: север, холод, суровая аскетичная природа, тоска, но когда пройдешь этот лабиринт, под ним прекрасная страна — Гиперборея: сила духа, солнце, радость встречи.

«Из далей запредельных образ отчий
Вернет ли мне мое родное счастье?
Леса, поля, калина, степь, Россия,
На грани лет ты будешь ли мне – няня?
Там где-то между звезд чуть шепчет няня:
«Терпи, терпи – твое придет, желанный!»».

(Константин Бальмонт)

Юлия Матюхина