Метафизика «Русского альбома» БГ и «Русского мира» РФ
Дал «Русского»
Этот альбом все считают удивительным. И Гребенщиков со своей группой, как создатели контента. И разного рода критики и слушатели. Все говорят, что через БГ «что-то пробилось». Что это не обычные игры с поэтическими символами и музыкальными стилями — фирменная фишка группы «Аквариум». Народ считает, что тут именно «попали». Как сказали бы психологи в «точку нуминозного», в страну архетипов «коллективного бессознательного». А астрофизики сказали бы, что в «гиперпространство». В таинственное Русское, которое «не измеришь» и «не обскачешь». Притом, что БГ чистой воды «гражданин мира», музыкальный и оккультный глобалист. Потому озарение «Русским» и представляется в его творчестве оригинальным явлением. Причины сего называют разные. От духовселения безвременно ушедшего Александра Башлачёва до банального разочарования в музыкальной карьере в США и Британии. Питерский космополит Иосиф Бродский в поморской ссылке начал писать проникновенные народнические стихи. Питерский космополит Борис Гребенщиков вернулся из Америки тоже словно бы в ссылку к разбитому корыту, т.е. — к аквариуму.
И начал читать жития святых, книги с иллюстрациями по иконописи, а также устроил длиннющий тур по стране, заезжая ко всем мыслимым и немыслимым православным святыням и мощам, крестил фанатов, пил водку с устроителями концертов. В общем дал, как говорится, «русского».
В Пути
Год 1991 был грозовой и переломный, страна СССР провалилась в тартарары, а БГ с бандой ничего будто и не заметили, играли, гастролировали, написали песен на альбом. Так бывает. Поэт Евгений Головин, как то рассказывал мне поразительную историю о встрече в «Совке» в 70-х с людьми, которые не знали об Октябрьской революции. А если и слышали, то через пять минут и забыли. Сие знание им ничего по жизни не давало. Это были поездные карточные «каталы». Шулера жили в своём невероятном мире, катились в игровом потоке с особенными «абсциссами и ординатами»: с прикормленными проводниками, ментами, лохами, колодами-«библиями», станционными буфетами, воровским фольклором. Их путь никак не соприкасался с великанской системой большевиков. Якобы можно и так: когда Поток сильный, а Дух несётся в вагоне-ресторане по рельсам и поприщам бытия — всё и вся меркнет вокруг! Движение задаёт собственные координаты и формирует особую вселенную пути же: со странным внутренним теплом, что от пути греет, с иконами мастей, дорожных типажей, преображая всё вокруг энергией игры.
Так и БГ играл, играл, не заметил ГКЧП и спуск красного флага над Кремлём, ну а путь его «бэнда», ритм дороги, интермеццо городов и залов соткали отдельное мироздание с неповторимой топографией, перетекающей в специальную Россию, которую БГ часто именовал «подводной» или — страной «тёмной воды».
Вот это для меня, как исследователя сакральной географии и визионерских царств и есть самое интересное. Потому предлагаю очень внимательно присмотреться к космосу «Русского альбома».
Сладко ли душе без тела?
Сие магическое государство населяют люди, ангелы и животные. Неприхотливо собранные из мира Палеха, Хохломы и русского лубка. Птицы Сирин, Алконост, Гамаюн. Волки да вороны, ласточка, приносящая войну, кони беспредела, а также птица бледная с глазами окаянными…
Чудо-зверушки, с позволения сказать: на лицо ужасные, но добрые внутри. Кони беспредела — надушены, завиты. Волки да вороны выведут, куда надо. Небось до тёплой звезды.
Это притом, что из пространства гребенщиковских грёз выйти и вывезти никуда навскидку не удаётся. Не фартит и не вытанцовывается:
А третий хотел дойти ногами до неба,
Но выпил, удолбался — вот и весь сказ…
Царство бесприютно, как и натуральная Россия, будто бы наполнено «отрицательной энергией» новейшей физики, где элементы не притягиваются, а отталкиваются.
А кони понесли — да все прочь от тебя…
А мы хотели дать весёлый знак ангелам,
Да потеряли их из вида, заметая следы…
Текстовое пространство разряжено, однако его обитатели легки и всегда готовы к полёту:
А жена его летит над землей
У нее между ног — крылья!
Мы наблюдаем место вдохновенной женственности, страну-вместилище душ. Возможно именно так выглядит русское чистилище. Между небом и адом. Наполненное шёпотом умерших цветов, тихими перезвонами подводных колоколов. Его обитатели слепы: «это, Господи зрячему видно, а для нас повтори». Они немы: «слова — это смерть». Пить не могут не люди, ни звери:
А чем мне их поить — они не пьют воды?
А там вместо воды Монгол Шуудан…
При всём притом, БГ указывает, что все, кто шевелятся, именно что «уходят на дно» — в ямы «тёмной воды» далеко и на долго — «на сотню лет». Конечно автор подводит аналогию с медитативной песней Башлачёва «Некому берёзу заломати»:
Хороша студена водица,
Да глубокий омут таится —
Не напиться нам, не умыться,
Не продрать колтун на ресницах.
Эту песню мы разбирали в специальном эссе. (1) И пришли к выводу, что на Руси, где по неписаным правилам напиться может каждый и всегда, «не напиться» могут только духи, души людей, ангелов и животных. Обитай они хоть в самой жидкой среде, хоть в сказочном море-океане.
Спой мне, птица, сладко ли душе без тела?
Вот мы и присмотрелись к обитателям Тридевятого царства, набитого до сыта отборными русскими покойниками, грёзами, нереализованными планами. Признали родных жмуров. Потому смерть «Русскому альбому» не страшна. С ней можно заняться любовью, и кончина будет кричать: «Ещё и ещё»! (2) Говорить смертушка, как раз и может, все голоса-то у неё:
Она приложила мне палец на губы и шепчет: Делай, что хочешь, но только молчи: Слова — это смерть!
Ангел смерти гуляет и по актуальному Русскому миру, что продолжает шуметь по-ту-сторону «Русского альбома» — ходит и собирает свой урожай по Российской Федерации. Смерть и «здесь» и «там», и на Том свете и на Сём, как кот Шрёдингера. Вот она и и звучит и кричит. А все остальные помалкивают. Радостно летают вверх и вниз, иногда используя крылья меж ног. Местные потеряли свет, слух, сушу, но приобрели таинственное «То, что нельзя». Видимо это «То» настолько превосходит по своим возможностям и сверхспособностям человеческие чувства, что позволяет находиться в состоянии бесконечного восхищения и воскресения, в тотальном «Дне Радости».
Пространство «Русского альбома» резонирует не только с криком Башлачёва, но и с озарениями Николая Клюева:
Утонувшие в океане
Не восходят до облаков,
Они в подземных, пламенных странах
Средь гремучих красных песков.
До второго пришествия Спаса
Огневейно крылаты они,
Лишь в поминок Всадник Саврасый
На мгновенье гасит огни.
В Кислоте
Океан Гребенщикова особый, едкий. Его соли и эфиры напоминают ацетаты. Волны «тёмной воды» по цвету похожи на солодовый уксус. Они родились от скисания миллиардов душ и растительных соков земли. После перегонки человеческих костей и древесины в отдельное жидкое состояние. БГ именует его «Кислотой». В песне «Государыня», обращаясь к собственной музе или душе, певец объясняет свои действия так:
Так полно, зря ли мы
Столько лет все строили дом —
Наша ли вина, что пустой?
Зато теперь
Мы знаем, каково с серебром;
Посмотрим, каково с кислотой…
Дом — это творчество группы «Аквариум», альбом «День серебра» по уверению музыкантов «Аквариума» же стал вершиной их творчества в 80-х. И дом-аквариум и благородный металл БГ вроде бы готов променять за «лёгкую ношу» кислотной зазеркальной страны. Кислота сия дарует сверхвозможности — пресловутое «То — что нельзя». Как писал по сходному случаю Николай Гумилёв:
Для юношей открылись все дороги,
Для старцев — все запретные труды,
Для девушек — янтарные плоды
И белые, как снег, единороги.
Кислота прожигает границы миров и сфер, законы добра и зла, обрыдшие этические нормы и мораль, открывает невозможное и не предусмотренное никем. На волнах кислоты БГ мечтает доколыхаться до особых градусов бытия. Где тела распахнутся, как двери…
Он заворожен русским «ацетатным состоянием»:
Снесла мне крышу кислота,
И свод небес надо мной
Поёт тишиной.
И вся природа пуста
Такой особой пустотой…
Это уже не стихи даже, но травелог — описание русской психической географии. Вкушая родные и посконные химикаты сам БГ сотоварищи в начале 90-х несколько сдвинулся. На видео концертов тех лет «бэнд» представляет сборище то ли юродивых, то ли калик перехожих, обросших, одетых в рубища. Фронтмен волочит то одну ногу, то другую. Глаза несколько кривы и нервнобольны. Альтер эго его отныне «полу-идиот, жующий сгнивший апельсин». Как мы знаем из исследований знаков и символов — апельсин это солнце. Светило СССР закатилось в «тёмные воды», его корочки отплёвывает качающийся на дне морском Борис Гребенщиков, видом безумец и чудаковат. (3) Общение с напудренными лошадьми, секс со смертью, принятие национальных радиоактивных изотопов бьёт по телу, по мозгам, искривляет в дугу, выжигает хрусталь души. Обретение «нуминозного», «прикосновение к Богу» в клинической психологии — это нахождение счастья и, одновременно, непомерного ужаса.
В подобном состоянии долго находиться невозможно, оно затягивает в иные психоделические миры. И в конце концов БГ, не желая отправиться тропой Башлачева, с «русской темы» съехал. Через альбом «Любимые песни Рамзеса IV».
Отечественный кислотный океан пограничен седым временам и Бронзовому веку, бежать из него можно разве что через страну фараонов, ориентируясь по «фонарям с египетской тьмой». Рамзес вывел, не подвёл. Гребенщиков восстановил «Аквариум» и скоро оказался в привычной космополитческой картине мира: в Латинском квартале, в окружении гарсонов, забывая, как страшный сон оловянную щёлочь и свинцовое молоко меркуриального океана русской души. При воспоминании о «Русском альбоме» у БГ дрожит голос и дёргается правый глаз. Кончилось всё. Хорошо, что хоть так-то закончилось.
София скифская
Но за визионрскую миссию надо БГ поблагодарить. Это сложное, трудное и страшное дело. Хотя и благородное. По себе знаю. И каждое путешествие Сталкера в подобную «зону» приносит при благоприятных обстоятельствах подлинные сокровища — иномирные диковинки Потусторонних королевств. Один из таких золотых кладов — сюжет хита «Никита Рязанский». В песне неизвестному на Руси святому является София Премудрость. И будто Христос, она «крестила его солёным хлебом и горьким вином». Священное проявляется в стране «Русского альбома» через Женское, спасение приходит, будто у староверов-беспоповцев «через Жену».
А с мужским богом монотеизма у жителей этого подводного царства проблемы. Они не «видят его за бедой», и не замечают его свечения. Более того, самому живому из этих исчезнувших персонажей — вольному Бурлаку мужской Господь «кажет с Неба кулак». В ответ Бурлак только смеётся — он давно в кислотно-наркотическом состоянии, он закрыт от гнева Господина звёзд покровом «Того-что-нельзя». Т. е. Священное «Альбома» — Женское. Что опять отсылает нас к Бронзовому веку и белым богиням матриархата. И в том числе к любезной нам легендарной Скифии.
Святую Софию — Премудрость Божию, божественное начало апокрифов и евангелий раннего христианства обожали русские писатели, поэты и мистики. Да так что из софиологии выросли отечественная философия и Серебряный век русской литературы.
Но есть любопытные исследования, отсылающие особую «софийность» Русского к гораздо более ветхой эпохе. Образ огненной Софии на троне в новгородском храме святой Софии же будто повторяет изображение богини Табити — покровительницы скифских народов и Госпожи божественной плазмы — истинного небесного огня. Пламя ея породило космос, людей и небожителей. (4)
В мужья Табити избрала себе царевича Колаксая. Того, что «протянул ладони и увидел в них» капли золотого дождя, метеоритного золота, аккуратно собранного царевичем. Небесные солнечные феномены проявились в его руках в виде плуга, ярма, секиры и чаши.
Табити не только одарила Колаксая, но по преданию все скифские цари — его потомки были с тех поря связаны с ней ритуальными брачными узами.
У БГ святая София после крещения Никиты Рязанского начинает с ним смеяться и молиться. Вообще-то или то или другое. Одновременно можно смеяться и молиться разве что на свадьбе. Вот об этом древнем скифском обряде и поведал народу Гребенщиков, прозревший в революционном 1991 году всё и сразу.
Прилив тёмной воды
Перед нами, как на духу, волшебный мирок «Русского альбома», своего рода «Город в табакерке». Табакерка сия до крышки уплотнена уникальной кислотой, пред которой меркнет любое ЛСД. И открывает дороги в упоительные миры. А из них в ещё и в другие миры, словно раковина или лабиринт.
Нынче русская кислота, зафиксированная Гребеншиковым, в виде Русского мира вышла из берегов и сжигает окрестные страны и старые мировые порядки. То ли от переполненности мертвецами из лихих 90-х, то ли от метафизического прилива в 25-й день Луны (5) Наша «тёмная вода» заливает планету, государства-члены Генассамблеи ООН, погружая мировое правительство и всякого рода геополитические инстанции в ступор, в непрекращающийся кризис.
Россия захватывает эпоху «царской водкой» и щавелевой кислотой. Поток русского киселя усиливается, некоторые страны, тонко чувствующие онтологию происходящего, например, Израиль или Иран со своими шиитскими прокси, пытаются воспользоваться новыми обстоятельствами. Они чуют, что «московский уксус» растворяет и сжигает прошлое, открывая великое «То-что-нельзя».
По-ту-сторону-уксуса
Есть древнекитайская картинка, популярная на Востоке «Дегустаторы уксуса». На ней Конфуций, Будда и Лао-цзы вкушают уксус. Будда и Конфуций сердятся, а Лао-цзы хохочет. Философия даосизма ближе всего к мировоззрению скифов (6): главное — это Путь — в бесконечной и вечной плазменной Вселенной. Тот, кто идёт по Пути постигает Дао. В даосской алхимии именно уксус, магическая кислота освобождает истинное золото от осадков и примесей.
И если отнестись к нему, как к лекарству, то можно представить и выздоровление от застарелых болезней человеческой цивилизации. Ведь благодаря БГ мы знаем, что будет дальше.
В наш планетарный Дом придёт София, огненная премудрость. Она принесёт хлеб и вино золотой Скифии. А за ней во главе неисчислимой звериной стаи коней-волков-воронов-чижей-ласточек-алконостов-ангелов скачет Царевич-Колаксай. Никита Рязанский. Грядёт новый золотой век.
Солнце взошло — значит время пришло.
Уже скоро.
Всё только начинается.
Павел Зарифуллин
Ссылки:
(1). Эссе «Кино про Белую Индию» Павел Зарифуллин в книге «Красивые боги» СПб, 2022
«Разделение в таком формате на «мы» и «вы» происходит из сказочного сюжета про Мир Там и Мир Сям. «Мы» и «наши» голоса в голове поэта и пророка суть немые и невидимые жители подлинного Русского мира: духи, тотемы, мертвецы. Благодаря Башлачеву «гении мест» обрели звук и рассказали о себе».
(2). А когда, наконец, смерть придет ко мне спать,
Она ляжет со мной в тишине.
Она скажет «еще», и опять, и опять..
И — ура! — будет радостно мне. (БГ, «Заповедная песня»)
(3) К месту вспомним, что полное имя главного персонажа русского кукольного театра Петрушки — Пётр Иваныч Уксусов.
(4) Алексей Дзермант «Доктрина семи огней»
«София в Новгородском изводе имеет облик огненного ангела: её лик, руки и крылья пламенного цвета. София восседает на золотом престоле, поддерживаемом семью столбами и воплощает собой самого Иисуса Христа, возвышающегося над её головой, ей предстоят дева Мария и Иоанн Креститель. Образ Софии здесь можно расшифровать как огненную демиургическую, мироустроительную волю Бога».
(5) «25-й День Луны» — инструментал, сыгранные Олегом Сакмаровым на русской волынке и гобое, финал «Русского альбома».
(6). По одной из версий этнографа Марселя Грасе китайский пророк Лао-цзы получил свои озарения, ставшие впоследствии философией даосизма, от скифских шаманов из Сибири. В книге «Скифы — отцы мировой философии» Кристофер Беквит пишет:
«Насколько я могу судить, самым ранним философом среди греков был Анахарсис Скифский. А среди китайцев – Лао-цзы, чье имя оказалось искажением его засвидетельствованного скифского имени».
«С даосской точки зрения, кислинка и горечь исходят от вмешивающегося и неблагодарного ума. Сама жизнь, когда ее понимают и используют такой, какая она есть, сладка. Таково послание «Дегустаторов уксуса»» Бенджамин Хофф, «Дао Пуха».