Звериный стиль и философия скифов

Лекция Павла Зарифуллина в рамках проекта «Скифская алхимия» о скифском зверином стиле, о мировоззрении скифов и о том, как оно связано с алхимическим деланием, которое все превращает в золото

Начало

Мы продолжаем проект канала «Новые скифы» — «Скифская алхимия». Сегодня мы частично затронем тему алхимии и ее связи с древней скифской культурой. Прежде чем обсудить, что такое скифская алхимия, и как скифы производили невероятное количество золота, давайте обратимся к скифскому мировоззрению.
Скифское золото, найденное в курганах Евразии, является главным культурным достоянием нашей страны. Ну а главной тематикой золотых украшений скифов являлись звери и животные, которые представляют собой особые знаки их цивилизации. У скифов уже были руны, известные как «иссыкское письмо», которые впоследствии переняли тюрки, славяне, как «черты и резы» и «родовые знаки», и германцы. Скифы использовали и арамейское письмо, но применяли его как некий бантик на подарках, об этом верно сказал французский философ Делёз.
«Хорошему другу и товарищу Таргитаю в день рождения, привет от товарища Колоксая…» Как-то так.

Диалог с царем

Вся суть скифской цивилизации, их иероглифика и духовная основа заключалась в зверином стиле. Об этом невероятно красивом ювелирном стиле рассказал великий скифский философ Анахарсис. Он делился своими мыслями с эллинами, включая мудреца Солона, и в свое время агитировал лидийского царя Крёза, что был самым богатым человеком античного мира.

Крёз пригласил Анахарсиса и спросил, кто самые прекрасные создания на земле? На что Анахарсис ответил — дикие звери. Тогда Крёз удивился и сказал, что, может быть, он ослышался? Анахарсис снова повторил — звери, дикие звери. Тогда Крёз вздохнул и подумал — это, видимо, звероподобный какой-то ко мне человек пришел, совсем дикий. Но он был вежлив и сказал Анахарсису, дескать, ладно, дикие звери, но кого больше всего любит Бог? На что Анахарсис еще раз повторил – диких зверей. Тогда Крёз уже вскипел и потребовал растолковать, ни по чем не соглашался, спорил. Анахарсис ему заметил, что все, что создано людьми на этой планете, будь то искусственный интеллект, будь то колесо, будь то греческие амфоры с оливковым маслом — творение рук человеческих. Через эти вещи, даже через храмы или священные лабиринты к Богу попасть очень сложно, практически невозможно. А диких зверей создал Бог. Если мы хотим к Богу достучаться, к божественному миру прикоснуться, к точке нуминозного припасть, то мы должны обратиться к диким зверям. Крёз с ним не согласился, Солон с ним не согласился, и остались они в своей античности. Философию античности подхватили учёные западной цивилизации, они до сих пор возятся с машинками, с искусственным интеллектом, со своими рациональными приборами. Это для них основа бытия.

Скифский веселенский танец

Но вернемся к Анахарсису, он постулировал основную идею скифской цивилизации: о том, что главное божественное создание и посредник, через которого можно добиться, достучаться до Бога — это дикие звери. Вот именно поэтому скифы создавали свои артефакты в зверином стиле. Что такое звериный стиль? Это значки на одежде, гривны, украшения, изображения на посуде, изображения на конской сбруе, изображение на акинаках, гривнах, зеркалах.

Это символика динамической вселенной, битва хищников и травоядных. Это нападение крылатых на бескрылых. Как сказал в свое время основатель литературного движения «Скифы» в России Иванов Разумник: «Битва бескрылых с крылатыми есть история мира, история человечества, история революции». Зачем он это сказал? Вряд ли он сам до конца понимал. Как на Александра Блока в 18-м году снизошло его легендарное «Да скифы — мы!», на Разумника снизошла идея о том, что основа всего — битва бескрылых с крылатыми, битва хищников и травоядных. Как правило, на скифских изображениях хищники – это пантеры, грифоны, волки – они нападают на травоядных, на лошадей, на оленей, и грызут их, входят с ними в очень любопытное, особое динамическое состояние «сборки».
Либо крылатые, падающие с неба орлы, грифоны нападают на тех, кто без крыл. Эти изображения сделаны с таким искусством, с таким ювелирным драйвом, где одно существо втыкается, «заплетается» в другое и начинается, закручивается жизнь. Это сделано на таком уровне совершенства, которого по логике западных историков не могло в ту древнюю эпоху просто существовать. Пожалуй, эти скифские артефакты можно сравнить с произведениями искусства периода Возрождения, когда мраморные мускулы напряжены, все находится в динамике, и это такая живая, катящаяся, динамическая вселенная. Но с другой стороны, это же не только война — это любовь, динамика, секс, танец, дансинг. В этой «сборке» хищников и травоядных рождается нечто третье. И не случайно все скифские изделия из световых материалов — это золото, реже медь, и очень часто — бронза, то есть сплав олова и меди. Сплав, «сборка», «единство противоположностей» — как нечто третье, некое световое начало, световой поток. С этим потоком скифы и связывали свое мировоззрение, свою жизнь.

Мировоззрение и космогония

Основными духовными покровителями скифов и основными звездными знаками, небесными ориентирами были Грифон и Олень. Это были их тотемные животные. Олени у скифов на звездном небе располагались там, где греки в свое время воткнули Большую и Малую Медведицу, потом через Петра I греческая символика вошла в российскую астрономию, а через советскую власть и советское образование мы все узнали о Большой и Малой Медведице. Но у русских, в старых деревнях, эти созвездия называются Рожаницы или Сохатые. А если вы приедете в сибирские села, то вам скажут, что наверху Рожаницы, что наверху Олени, покровители русского народа. Вам расскажут, что Сохатые там пасутся, и их охраняет Грифон, тот, что именуется на арабских и эллинских астрономических картах Драконом. Это скифская история, олени и грифоны, хищники и травоядные были и на земле, и на небе, и вся вселенная жила, динамически развивалась, пульсировала.
Очень хорошо эту идею развил скифский пророк Лао-Цзы, он пришел к китайцам из Скифии, создал даосизм, а потом вернулся обратно на родину, в Великую Скифию. Современные этнопсихологические и религиоведческие исследования доказывают, что Лао-Цзы был скифского роду-племени, и он проповедовал очень схожую с Анахарсисом картину мира о том, что идет битва бескрылых с крылатыми, битва света с тьмой, потому что травоядные – это свет, а хищники, которые пьют кровь – это тьма. Тьма поедает свет, потом рождает его заново. Нет никакого разрыва. Лао-Цзы это описал так: Инь и Ян рождают мир, и рождают путь, рождают Дао, бесконечный поток, в котором мы все находимся, это и есть скифская космогония.
Объединяются два вида вселенных, плюс и минус, Инь и Ян, бескрылые и крылатые, входят в единение через войну, через танец, через любовь, и рождают световой поток, рождают нечто третье.

Скифское мировоззрение и алхимия

Вернемся к алхимии. Средневековая европейская алхимия и алхимия китайская оперировали очень сходными понятиями. Они говорили о том, что в алхимическом Меркурии, в алхимическом Делании есть два основных элемента. Это алхимический Меркурий и алхимическая Сера. Сера – это мужское начало, грубое, тяжелое. А Меркурий – легкое, это ртуть, которая как бы прыгает, скачет. Но нужен третий элемент, чтобы все заработало — это Соль. В европейской алхимии третий элемент именовали святым духом. Врач и алхимик Теофраст Парацельс говорил: когда королева восходит на ложе короля и соединяется живой Меркурий — ртуть и мертвый Меркурий — сера, тогда приходит святой дух, приходит соль, проявляется третий элемент.
Скифское мировоззрение было триединым, и эта парадигма попала от скифов через египетскую алхимию и древнегреческую в средневековую, параллели очень сходные. То есть скифский звериный стиль – это истинная космогония, это истинный образец динамической вселенной. И многие современные астрофизические доктрины оперируют подобным представлением о мире. Например, космогония астрофизика Альфвена и математика Клейна, которая говорит о двух видах плазмы, положительной и отрицательной. Когда они соединяются, появляется так называемая «амби-плазма», и рождаются новые галактики, новые вселенные.
Это очень просто и очень понятно для русского миропонимания. Это действительно триединство, троица, один плюс два рождает третье, и самоя собой преображает один и два. То есть, это не просто звериный стиль, это знание о космических законах. Нет разрыва на тьму и свет, нет разрыва на плюс и минус, нет разрыва на Инь и Ян. Есть просто вечная динамическая пульсирующая вселенная, которая живет бесконечно, и мы зачарованы метаморфозами космоса, метаморфозами золотых зверей, которые перетекают друг в друга, и мы сами входим в этот золотой поток.

Экология и скифский закон

Скифы объясняли очень простые правила существования мира. И давайте задумаемся, дорогие друзья, что нам, жителям 21 века, русским, татарам, белорусам, жителям нашей России и Союзного государства, несет скифский закон? Что значит звериный стиль сегодня, в нынешние странные, неспокойные времена, когда нам каждый день обещают ядерную войну, и отмену этого мира? Американцы, европейцы считают, что их цивилизация в культурном смысле произошла от эллинов и римлян. Они считают, что они в этом смысле — философы. Господин Байден, он PhD или господин Сунак, которого выгнали только что с британского премьерства, он тоже PhD, они все философы. Куда ни плюнь на Западе, попадешь в философа. Их философия понятна и конечна.

Но если русские происходят от скифов и от их звериного стиля, то тогда: кто мы? Явно не философы. Мы экологи, потому что Анахарсис говорил, что только через зверей можно достучаться до Бога. И наша экология, она живая, она великанская, это не тухлая экология борьбы с парниковыми газами. Это экология цветущей, метафоричной, живой, преображенной вселенной, которая постоянно меняется, и в которой и люди и звери живут в подлинной гармонии. И все проекты, которые направлены на восстановление нашей экологии, на восстановление биосферы и превращение нашей страны в цветущий сад, нам на руку, все они прекрасны, все они интересны, все они великолепны.
Вот к примеру, наш большой друг Сергей Зимов, он на Колыме восстанавливает Плейстоценовый парк. Он привозит животных, которые были в лесотундре до того, как человек их истребил. Он привез овцебыков, бизонов, и голая тундра мгновенно преображается, она снова превращается в степь. Он мечтает привезти туда и мамонтов, над этим он работает с японскими генетиками и биологами МГУ, чтобы они восстановили тех животных, которых человечество уничтожило. И я верю, что мамонты пойдут по нашим степям, по нашим тундрам. И наш скифский мир, наше скифское будущее станет иным.

Скифская алхимия – это алхимия завтрашнего дня. Это новейший тренд в генетике по восстановлению звериного стиля на нашей планете. Чтобы люди жили со зверями в ладу, а Плейстоценовые парки были не только на Колыме, но и в Московской области, чтобы здесь ходили и слоны, и гепарды, как это было еще во времена Киевской Руси, и чтобы мы обнимались с ними, с нашими братьями, и через них постигали Бога. Это прекрасно видно на стенах старых русских церквей, где и скимены, и грифоны, и слоники, и всех можно погладить, и со всеми можно вместе помолиться по старым Евангелиям, на которых изображены и драконы и великолепные райские птицы.
Сегодня мы говорили о мировоззрении скифов и о том, как оно связано с алхимическим деланием, которое все превращает в золото. Как мы видим, золото метафорически синтезируется в скифской идеологии благодаря плюсу и минусу, битве бескрылых с крылатыми, любви хищников и травоядных. Все превращается в золото, потому что миром правит любовь.
С вами был Павел Зарифуллин. Это была вторая серия проекта «Скифская алхимия. Звериный стиль». До новой встречи. Увидимся!