На пути к трикамеральному разуму

Это вторая часть Трактата о сердечном знании в шести частях: о людях сердца, существах новейшего типа, которые в отличии от люденов Стругацких никуда от человечества не уйдут, но выведут его на путь космического знания, красоты и гармонии.

Начало: Сердечный логос

Тайна шизофрении

Американский психолог Джулиан Джеймс в 1976 году опубликовал бестселлер «Происхождение сознания в процессе слома бикамерального разума» («The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind»), наделавший немало шума, как в психологической науке, так и у широкого круга исследователей антропологии, нейрофизиологии, да и просто желающих узнать, чем шизофрения отличается от нормы.
Одни называли его исследование «безумием от науки», а другие гениальным же научным озарением. В любом случае равнодушных не было. И по сию пору никто Джеймса всерьёз не опроверг. Поскольку его выводы во многом пересекаются с моими собственными исследованиями радикальной смены парадигмы мышления людей Бронзового века в эпоху «Осевого времени», то я внимательно идеи американца изучил.
Вкратце они выглядят так:
То, что мы сегодня считаем психическими отклонениями, в частности — шизофрению, слуховые и зрительные галлюцинации в условном Бронзовом веке (три-пять тысяч лет назад) никаким отклонением не считалось, а было, как сейчас принято политкорректно выразиться «альтернативным способом мышления». В ту седую эпоху, практически в магическое «время оное» боги активно вступали в контакты с людьми, как раз через пресловутые «голоса» в голове. Виновником «голосов» и фактически местом пребывания сверх-существ Джеймс определил правое полушарие головного мозга, которое до революционных работ Джеймса в мировой психологии практически игнорировалось и даже презрительно именовалось «запасной покрышкой» полушария левого, отвечающего за сознанию, логику, организацию.
Так вот, Джеймс утверждал, что у правого полушария помимо функции синтеза информации была и специальная задача: оно отдавало приказание полушарию левому от имени царя или бога, ну а то и исполняло его приказы.
Он ссылается на многочисленные источники в раннем Ветхом завете и в «Илиаде», и вывод его для современного общества неутешителен. Шизофрения — это гораздо более распространённое явление чем принято считать, ну а в Бронзовом веке (а у многих архаичных народов вплоть до наших дней) она была явлением повсеместным и будничным.
Знаменитая историческая катастрофа цивилизаций Бронзового века от Крита до Индокитая около 1000 г. до нашей эры, а также более широкое распространение письменности (которая предлагала человеку некий выбор между голосами и «вечным знанием») привели к появлению у обновлённой популяции мышления нового типа. То есть сознания, связанного с такими понятиями, как рефлексия, самоосмысление «Я», нарратив — погружение события в контекст рассказа с началом и концом (что привело и к появлению «линейного времени»), концентрация и т. д..
На многочисленных литературных примерах Джеймс презентует этот исторический разрыв, доказывая, что между Солоном, решившимся «познать самого себя» и условным хозяином Минотавра царём Миносом разверзлась не только культурная бездна (что очень чётко растолковал философ Ясперс в своих трудах о приходе «Осевого времени»), но и мозолистое тело. Разрыв оказался «межполушарным»!
Правое полушарие «сразу не сдалось», но продолжило «отдавать приказы» простому народу через оракулов, поэтов или через «орлеанскую деву» Жанну. Потому шизофрения не болезнь, а рудимент старого мышления.
Битва в двух измерениях
Сознание и самосознание, доминация левого «рационального полушария» предстали базовым фактором мировой цивилизации последних тысячелетий, и наиболее полно эта форма мышления восторжествовала в европейском мире с приходом эпохи Модерна и Нового времени. Всё что выходило за рамки сознания, западная власть и наука объявляла предрассудками, перверсиями и отклонениями. «Ведьм» сначала сжигали, а потом просто высмеивали. Пока не пришли Карл Юнг и Джулиан Джеймс и не сказали, как это всё было нехорошо. И что «голоса в голове» это явление вполне предсказуемое и в прежние времена общепринятое и нормальное.
Концепция Джеймса весьма логична, принимая её легко объяснить многочисленные нестыковки и сложности в мире людей от времени ракет до эпохи «царя Гороха».
Например «раздвоение» личности великого писателя Артура Конан Дойля. Создав образ сыщика с «абсолютным сознанием» Шерлока Холмса (по сути прообраз Суперкомпьютера) писатель пришёл в ужас от своего «альтер эго». И начал утверждать несознательные, практически психиатрические вещи, что де «двойник» пожирает его идентичность. Сначала автор Холмса убивает руками профессора Мориарти, потом под напором читателей вынужден его воскресить и нарочно начинает «проваливать» его дела (1), (2) . Ну а после певец совершенного рацио и вовсе ударился во все тяжкие и стал одним из главных организаторов спиритического движения в Британии, где тысячи людей жадно вслушивались в стуки существ С-Той-Стороны. Старый солдат и путешественник начал вязаться с девочками, общавшимися с феями. Шерлок Холмс на такие «закидоны» только покрутил бы пальцем у виска. Ну а мы, вооружённые уже доктринами Юнга и Джеймса прекрасно понимаем, что так мстит сознанию бессознательное, правое полушарие мило отвечает левому за игнорирование и презрение.
Самый свежий пример этого парадокса — «игры разума» великого теоретика Джона Нэша, красочно воспетые в увлекательном фильме Рона Ховарда. Оказывается гениальный создатель «теории игр» Джон Нэш десятилетиями слушался голосов, приказывавших ему отслеживать путём математических вычислений присутствие советских агентов в США. И приносил несуществующим «ЦРУ»-шникам отчёты в заброшенный дом. Потом, якобы Нэш выздоровел, но «не до конца». Потому что продолжал слышать голоса (а в фильме и видеть «невидимых друзей»). Но он всем говорит, что осознаёт, что это безумие его разума, а он лично теперь твёрдо стоит на стороне сознания. И видимо именно за это учёный и получил Нобелевскую премию, а «теория игр» была лишь поводом. Героическая победа левого полушария над правым — вот главная идея-правительница западного мира.
О том как уничтожались и обращались в рабство «сознательными» европейскими народами «бессознательные» народы планеты известно из исторической и этнографической хронологии. С такой «миметической» (3) жестокостью могут уничтожать друг друга только близнецы. В нашем случае — сторонники левого полушария, жестоко преследовавшие носителей «менталитета» полушария правого. И нельзя сказать, что хранители прежнего типа мышления мирно капитулировали перед «светом сознания». В 20 веке Запад на время потерял Германию — «фабрику» классической философии. Даже гениальный врач, разобравший психику человека «по винтику» Карл Юнг приветствовал приход Гитлера, называя его «визионером» и «воистину вдохновлённым шаманом и целителем», чья сила «скорее магическая, нежели политическая», «духовным сосудом», «первым человеком, объяснившим каждому немцу, о чём он думает и что чувствует в своем бессознательном разуме о судьбе Германии». И снова добавлял, что «власть Гитлера не политическая, а магическая»… Что уж говорить о простых немцах, побежавшим по приказу своего одержимого оракула гибнуть под Москвой и Сталинградом.

Чем больше доминация левого полушария, тем сильнее человек или общество проваливается в синтетические причуды правого, видимо связанного с открытым Юнгом трансцеребральным видом мышления, характерном для животных и проявляющемся в человеческих снах.
Идея, что два полушария мозга это сообщающиеся сосуды, и что одно не может без другого — это идея совсем новая, связанная с модой на толерантность. Хорошо, что она появилась в научном сообществе хотя бы в таком виде.
Благодаря развитию сознания человек не только произвёл на свет массу технических достижений, но и показал обратную сторону человеческого же любопытства. К концу 20 века разум превратился в безумный знак вопроса, пытающийся пересчитать и отыскать будто компьютер или Шерлок Холмс все возможные загадки Бытия. И пришёл к парадоксу — чем больше человек знает, тем больше он понимает, что ничего не знает. Миры мультивселенных настолько сложны и многогранны, что оценить их только с точки зрения разума человек не в состоянии. Потому и выглядят некогда бравые научные реляции, как анекдоты юмористов: «Большая часть массы вселенной состоит из тёмной материи и тёмной энергии, о сущности которых науке ничего неизвестно»…
В итоге ведущие умы западной цивилизации договорились до того, что сознание несовершенно, потому что слишком связано с человеком и его «тёмными сторонами» психики. Потому необходимо отсканировать «думающую» часть мозга в машину и создать гомункула-суперкомпьютер, свободный от немотивированного безумия «богов» и «друзей» из правого полушария. Так возник трансгуманизм с идеей технологического универсального интеллекта, способного экспоненциально развиваться до бесконечности, и впоследствии поглотить видимую нам вселенную. Гигантоманское безумие человеческого мозга, как видим развернулось в другую сторону. От привнесения в жертву населения древних городов вместе с детьми и зверьми по приказу ветхозаветных богов (эксцессы правого полушария), до сращивания человека с машиной и захвата таким образом видимого космоса (эксцессы полушария левого). Есть ли выход из нейронного лабиринта?

Третий путь

Профессор наиболее пострадавший от битвы двух типов мышления в своей голове, а именно Джон Нэш в «теории игр» блистательно выявил «точку равновесия», где все участники игры получают выгоду.
Возможно такой «точкой сборки» будет орган вне человеческой головы. И это не машина. Это наше сердце.
В начале 14 века афонские монахи Григорий Синаит и его ученик Григорий Палама восстановили в византийских монастырях «исихию» («тишину»), старинную медитацию первых христиан. Суть её в погружении сознания в сердце, которое представляется в этой концепции не техническим мотором или насосом организма, но тонким орудием, обладающим огромными метафизическими и органическими возможностями. Исихазм стал влиятельным явлением в Византии, а после её разгрома турками, массовая эмиграция «сердечников» в Италию и в Россию породила культурное явление гуманизма на Западе и нестяжательство на Руси. Особенностью нового процесса стало «мышление сердцем», презентовавшее миру озарение Пико делла Мирандолы о космической беспредельности духовных возможностей людей и невероятно свежую для своего времени мысль Вассиана Патрикеева о ценности каждого человека: «Бог желает не смерти грешника, а его раскаяния».
Новое мышление не разрывало со старым левополушарным, оно открывало для сознания новый путь — через сердце, как главный ритмический инструмент организма можно входить в сложное взаимодействие с движением всех существ на планете, со звёздами, океанами, далёкими мирами. Исихасты видели «незримый свет» божественного огня. А гуманисты предлагали новые идеи — всеединства мира, ценности человеческой жизни и гармонии всего сущего.
По сути был презентован третий тип мышления. Разум из би-камерального предстал «трёхпалатным», где «битва полушарий» за первенство унималась через обращение к сердцу. Сознание получало бесконечные возможности для творчества, а правое полушарие умиротворялось синтезом со всем сущим. Трёхпалатный разум открывался, как цветок навстречу миру светов и энергий, у человечества появлялась возможность на гармоничное развитие, на открытие собственной миссии в этом Универсуме.
Наверное, главное изографическое изображение «трикамерального ума» — это икона Троица Андрея Рублёва. Где три ветхозаветных ангела символизируют собой триединое мышление.
Благодаря сердцу левое и правое полушарие гармонизируются. Они перестают драться друг с другом, как Труляляй и Траляляй.

Русские игры разума

На территорию России аспекты субъективного сознательного ума, мышления левого полушария несколько раз пытались принести представители мировых религий: иудеи в Хазарии, мусульмане в Булгарии, несториане и манихеи в Южной Сибири. С принятием христианства православная версия стала господствующей, однако практически на всём историческом этапе в России преобладала т.н. система «двоеверия». И сознательная модель оставалась достоянием интеллектуалов или ересиархов (вроде секты жидовствующих). А власть и население (вплоть до правления Петра Великого и практически искусственного завоза в руководство страны этнических немцев) оставались верны традиционной правополушарной модели мировосприятия. С некритичным пониманием царя, как воплощения Бога на земле, а его указов, как знаков потустороннего Господина звёзд, со старинными предрассудками и жертвоприношениями, с культом «на местах» знахарей, ведьм, а особенно юродивых, как носителей самого истового правополушарного мировосприятия.
Чистое западное левополушарное сознание было практически «под ключ» экспортировано в страну при императоре Петре Первом, что немедленно привело к организации в государстве классической би-камеральной системы. Левополушарная элита («единственный Европеец») господствовала, закрепощала, эксплуатировала и образовывала (как она это понимала) правополушарный народ — разнообразные этносы и сословия Российской империи. Народ образовывался плохо, отвечал бунтами и бегством на окраины. Такая дихотомия (классическая для многих стран эпохи Железного века) продлилась до 19 века, когда в империи неожиданно возродилась третья форма мировоззрения (практически исчезнувшая вместе с движением нестяжателей еще в 16 веке) — мышление сердцем Оптинских старцев-исихастов. Новая привлекательная парадигма была подхвачена ведущими деятелями русской культуры и философии и произвела решающее влиянии на формирование новейшей русской литературы и мысли.
Идеи «постижения народа через сердце», «всемирного братства», «русского космизма», «высшей ценности культуры», «вечной Женственности» и «третьего завета Святого Духа» живо напомнили про ценностный ряд итальянского Возрождения, черпавшего некогда своё вдохновение из тех же исихастских сердечных источников. Импульс русского Возрождения был настолько силен, что в разных формах сохранился и в эпоху попытки строительства марксистско-ленинского рационального сознания, пережил десятилетия сталинских радиоречей (будто вновь С-Того-Света заговорили цари Вавилона Саргон и Навуходоносор) и воплотился в концепции советского гуманизма и советского же космизма, этику «дружбы народов» и антиколониальной борьбы за свободу народов мира.
Всё это богатство сердечного мировоззрения, не сумев воплотиться в виде научно-культурной государственной доктрины и не потеснив официальный марксизм, было «слито» буржуазной революцией 1991 года. Президент Борис Ельцин, как некогда царь Пётр вновь установил «под ключ» западное левополушарное сознание образца конца 20 века: с либерализмом, капитализмом, наступающим постмодерном, культурной гегемонией Европы и США.
С начала военных действий на Украине в России наблюдается прежняя пёстрая панорама. Большая часть народа и значительная часть власти («питерские силовики») по-прежнему живут в знакомой шизофренической картине мира, слушают «голоса» из телевизора и «бункера». Прослойка, мыслящая сознательно и «левопорлушарно», крайне узка и всё более сжимается в связи с эмиграцией интеллигенции и технических специалистов. Но они по-прежнему продолжают руководить финансовым и политтехнологическим сектором государства, как ни в чём небывало, ориентируясь на западную либеральную модель. Алексей Кудрин после смерти реформатора Егора Гайдара, ставший культурным лидером экономического сообщества и Сергей Кириенко, пытающийся скрестить советскую сознательно-логическую модель методологов и западные выборные технологии — маяки местного актуального левополушарного мышления.

Однако стоит отметить, что мировоззрение сердцем никуда не делось. Существует многочисленная активная (в основном женская) часть общества, пытающаяся реализовывать сердечные практики, выраженные как правило в форме психологических и мистических движений популярного и на Западе формата «нью-эйдж». Пока этот процесс идёт бессознательно, и в мейнстриме общества и речи нет об исихазме, нестяжательстве, гуманизме, русском космизме, софиологии. Но тем не менее, интерес к мышлению сердцем есть. И по моим прогнозам через некоторое время он будет проявлен и востребован, как третья волна гуманизма в нашей стране.
Этому способствует глубокий кризис западной сознательной модели (постмодерн и трансгуманизм), а также усталость общества от тяжести государственной системы, попавший в наш 21 век прямиком от царей Ассирии или китайской империи Хань (с властью, считающей себя коллективным богом и общающийся с населением через представления (выборы) и видео-галлюцинации). В бесконечной битве «остроконечников» и «тупоконечников» (аллегория Свифта на бессмысленную мировоззренческую вражду) всё больше людей готовы выбирать сердцем.
Радости мышления сердца вместо голосов грозных богов и безумия вечного умственного знака вопроса — вот что стоит на повестке дня в 2023 году. Нечаянные радости сердца приоткрывают для нас новую эпоху.
О которой (будто сегодня) написал 550 лет назад в знаменитой «Речи о достоинстве человека» великолепный итальянский гуманист Джованни Пико делла Мирандола:
«И мы, ласково позванные и так радушно приглашенные, с окрыленными, как у Меркурия, ногами устремимся в объятия благословенной матери, насладимся желаемым миром – святейшим миром, неразрывными узами и согласной дружбой, благодаря которой все души не только согласованно живут в едином разуме, который выше всех разумов, но некоторым образом сливаются в единое целое.
Такая дружба, как говорят пифагорейцы, являются целью всей философии; такой мир Бог устанавливает в своих высотах, а ангелы, сходящие на землю, сообщают о нём людям доброй воли, чтобы благодаря ему люди, восходящие на небо, сами стали ангелами. Такой мир мы пожелали бы друзьям, нашему времени, каждому дому, в который бы мы вошли…»
Люди с пробуждённым сердцем, в отличии от гипотетических «люденов» братьев Стругацких никуда от Человечества не уходят, они останутся и поведут народы за собой, примирят воюющие полушария человека и воюющие же полушария Земли.
Тогда и откроется для всех новый период — ожидаемая и долгожданная Эпоха любви.

Ссылки:

(1) Пьер Байяр «Дело собаки Баскервилей» (М., 2017)
(2) Павел Зарифуллин — эссе «Правда серого волка» в книге «Красивые боги» (СПб, 2023)
(3) «Миметизм» — термин, активно используемый культурологом Рене Жираром для обозначения «зеркальности» и близнечности насилия и вражды. Как примеры — братья Ромул и Рим, Аттила и Бледа, Ирод и Иродиада убивают пророка Иоанна. Современный пример — война двух Владимиров.