Свет выходит из Тени

Психоанализ Гипербореи

Часть вторая

Начало

Тракт в Гиперборею

От Ловозера к Сейд-озеру бежит через тайгу дорога, поросшая мхом. А в некоторых местах прямо таки вбиты в неё ветхие каменные плиты. То ли их установили открытые Барченко гиперборейцы, то ли это проступающие скалы, отполированные дождями и льдом. Современные учёные путаются в показаниях, не дают внятных ответов.
Таких каменных плит, будто порезанных великанский «болгаркой» во время оное, вокруг озера десятки, а может быть сотни. Современникам с активным воображениям видятся в плитах древние обсерватории и каменоломни, кто-то пытается читать на них доисторические иероглифы. А кто-то уже прочёл и всё знает, что было, что есть и на чём сердце успокоится. А нам ещё предстоит найти эти странные знаки. В отполированных камнях, отражающих, будто фамильные зеркала, руны и пиктограммы со дна нашей души…

По дороге попадаются огромные, будто башни термитов, муравейники. И многие из них разгромлены медведями. Потому что медведь на озёрах и прокурор и хозяин и по ночам лучше тут не шататься, места дикие. О чём степенно повествуют лесники, суровые ребята, живущие в срубе на берегу.
Но Сейд-озеро настолько чистое, будто небесный сапфир, спокойное и просветлённое, что почему-то вообще ничего не страшно. Будто пришёл домой, к самым близким и драгоценным.
Леса-то сказочные. Чуть сойдёшь с тропы — вокруг мягчайший мох, там и тут сладкие пятна морошки — золотой болотной малины. По кустам бегают куропатки. Рай и идиллия.
А над зеркалом воды парят, видимые только на фотоснимках радужные плазмоиды. Охраняют вестимо сей парадиз.

Плазмоид над озером

Вилли ищет Куйву

Посол финнского народа актёр Вилли Хаапсало, русский «Главфинн» тоже тут блуждал и осматривался, — докладывает экскурсовод Володя. И раньше много финнов приезжало.
Будто это какая-то тайная Мекка для финнов. По итогам многочисленных войн с СССР все главные святые места «финляндского мифа» остались в России. Например, город Калевала, где некогда Ленрот нашёл знаменитые руны великой саги. Или Сейд-озеро — священное озеро Великой Лапландии. Получается, что войны часто возникают не из-за нефти и газа, но из-за центров сакральной географии. Возможно Финляндия залезла в НАТО в надежде, что Россия по итогам войны с Украиной развалится и можно будет многое переиграть. Но не вышло. Потому что Родина угро-финнов — это Россия. И так оно и будет всегда. А если хотите приобщиться к святым местам — возвращайтесь в родную гавань!
Володя утверждает, что под озером есть второе озеро, а в нём город, где живут духи нойдов, сверхсильные знахари и чародеи местного Китежа. Хочешь верь — хочешь не верь. Ведёт к площадке смотреть на Куйву — «гения» сих волшебных мест.
Лес расступается, открывая чудный залив в солнечно-серебряных каких-то неописуемых колыханиях вод. А на серых скалах висит великанский чёрный квадратообразный человек, ясно видны и руки и ноги и голова. Будто чёрная звезда посреди светозарного полярного дня.
По одной мифической версии Куйва был шведский варяг, что убивал и насильничал становища саамов. Боги и нойды не выдержали и прибили супостата к скале, будто античного Прометея. По другой — он «чудь белоглазая» — абьюзер и агрессор, чужой для саамского племени — поплатившийся за свои злодейские проказы распятием на эпическом утёсе.
Профессиональные учёные-биологи эти лапландские сказки подтверждать отказываются. Согласно их пробам и анализам Куйва — это огромный лишайник, приобретший за тысячелетия причудливые чёрные и человеческие или даже циклопические формы.
Но народ отметает научные объяснения. Мифологические причины для людей гораздо понятнее. Тут можно говорить об активном воображении в терминологии Юнга или Хиллмана. Или о грёзотворчестве феноменолога Гастона Башляра и его учеников из «школы воображения» Жильбера Дюрана и Чаоин Сана. Но факт прост — люди видят то, что хотят видеть.
У большинства этносов Земли есть представления о титанах-великанах исстари владевшими планетой, но наказанными богами за своеволие и гордыню. В семье прометеев и святогоров наш Куйва не первый и не последний атлант со «скрученными плечами». А своеволие и вполне себе русский анархизм заложены в его ярком имени. Куйва звучит, как «хуй вам»! Слова понятные и в чём-то даже приятные для «нашенского» человека. В них неудержимая удаль и великанское раздолбайство.
Возможно «чего-то такого» разыскивал на Востоке и Вилли Хаапсалло. В фильме «Кукушка» он же встретил русского «кузьмича» с именем «ПшёлТы», а теперь открыл для себя и «КуйВам»!

Афиша фильма «Кукушка»

Этнопсихология фиксирует поиск финнами своей судьбы:
Именно так будем понимать резкие слова президента Финляндии Александра Стубба, назвавшего русских «новыми гуннами». Русская сеть ответила поэзией — строками Александра Блока: «Да, скифы — мы!». Но дело в том, что гунны — предки многих евразийских народов, в том же Евросоюзе — у венгров, финнов, саамов-лапландцев, ливов и эстонцев совершенно точно есть «гуннские колена», этническая «печать Аттилы». Это Путин говорит запросто, что и «скифы и гунны — наше предки». Финны же, как видим страшно опасаются своего «внутреннего гунна», но в то же время тянутся к нему.

Уже много столетий назад европейцы заковали Финляндию в кандалы строгого порядка. И лишь тень извечного финского свободолюбия периодически вылезает во времена беспощадных запоев. Душой они русские анархисты, а мозгами германские рационалисты. Потому турпоход актёра Вилли на Сейд-озеро был и глубоко психоаналитическим. Финны стремятся на Восток дабы обрести потерянную силу и волю.
Ну и мы идём сходной дорогой. Любое движение в точку сакральной географии — это и трек внутрь собственной души, поиск потерянных сокровищ, загадок и «кристражей».

Ангел-Лишай

«Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак. Сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар» (Енох.2:35–37).

Есть в фигуре на скале и ноты великой трагедии в стиле опер Вагнера.
Ветхая «Книга Еноха» описывает ангелов, пришедших на Землю, будто инопланетяне, принесших людям прорывные технологии и потусторонние богатства и познавших «дщерей человеческий». От сего «познания» родились «исполины», гении и великаны, коим подлунный мир оказался тесен. И бог истребил исполинов, и ангелов заточил в пустынях.
В легенде о «титаномахии» Зевса или еврейского Ягве закодировано знание о мировоззрении Бронзового века. В коем жрицы матриархата от священного брака с небожителями рождали новых существ, а также роды, фратрии и племена. С переходом Человечества в век Железный к законам монотеизма и патриархата воспоминания об ангелах-творцах и «исполинах» окутались в тревожный флёр. Куйва, словно пойманный в сети лишайника есенинский «Чёрный человек», будто брошенный в пустыню Азазель формирует окрест себя незримое тело тревожных воспоминаний.
Будто мешок страхов и ночных кошмаров, он собирает в себя наши беды, мороки, любой стрём. Память о войнах и насильственной смерти, гибель от метели двенадцати лыжников (конечно же Куйва в этом виноват), безалаберность и богоборчество — всё вобрал в себя этот злобный тролль. И даже биология вопиет! Ведь лишайник это не просто тихая шелуха на коже земли. Это оккупация водорослей грибами, где грибы властвуют, а водоросли их безропотно кормят и принимают! Самое тело древнего лишая, будто «писаница» леденящей кровь поэмы: старинного сказания о рабстве и господстве!
Потому нельзя на Сейд-озере громко смеяться, купаться и не желательно-то и улыбаться. А то мало ли что! Налетит зимний шквал посреди лета и завалит черепами невинноубиенных лыжников. «Большак» Куйва, точно большевик Глеб Бокий, поймает — и пустит в расход! Страшен его гнев. Бойтесь! И многие туристы, утверждает саам Володя, мгновенно сходят с ума.

Тень в цилиндре

Но давайте помолчим, послушаем тишину, «тихие голоса» земли и воды. И некое время спустя услышим, догадаемся что в шуме волн у ног Куйвы играет тема «архетипа Тени».  И не только финской, саамской или русской, но общечеловеческой. «Тени» народов и «Тени» в каждом из нас. То что мы не переносим, но прячем в себе, сознательно не признавая своим. Наши эксцессы, страхи, фобии, стыд, неверие, разочарование, тайные желания, перверсии, срамная подноготная правда, секретная подоплёка. Всё готов взять и принять на себя Куйва и берёт и будет брать. Потому и разрастается ахроматический лишай, оттенка чёрного янтаря — от года к году — от века к веку.

Куйва

Я внимательно наблюдаю наскальную фигуру, потом беру бинокль, навожу линзы. А попутчики отправляют дрон и спустя короткое время можно наблюдать со смартфона мини-фильм про лишайного великана, рассматривая его, как под микроскопом. Руки, ноги, иные отростки — это всё понятно… Но меня смущает шишка на голове тёмного верзилы. Правильный «бугор» на «черепке» — не дать, ни взять — цилиндр викторианской эпохи.
Да Куйва-то наш — франт!
Разодетый по моде субкультуры «стим-панка»!
А сознание сразу ухватывает негатив — мерещатся кровавые маньяки в цилиндрах из окружения высокомерного детектива Фандорина, а также мистер Хайд и Чёрный же человек Сергея Есенина. Аристократы-убийцы, финансисты и «дядя Сэм» — подозрительные и коварные существа, замышляющее вселенского пошиба гадости.

Герой-Бегемот

Но дальше стало совсем смешно, и я начинаю громко на всё озеро хохотать, как сумасшедший, чего конечно-же категорически нельзя, что есть негласный саамский «харам»! И я ловлю большое неодобрение Володи и иных, приклеившихся к нам туристов и туристочек. Но ведь это смешно. И весело!
Куйва-то оказывается вылитый Муми-папа из книжек Туве Янссен — бегемотообразный тролль в цилиндре. Милый и ответственный персонаж советских мультфильмов, озвученный Зиновием Гердтом. Храбрый путешественник и строитель домов посреди болот, будто сказочный Вяйнямёйнен — организатор священного миропорядка древних финских и угорских народов. Куйва-папа — мы вас узнали! Вы словно скифский бог Папай или скандинавский Один прибиты к высоте и окружены верными птицами!
А раз узнали, то и жизнь всех «свидетелей Куйвы» будет теперь несколько другой. Согласно Карлу Юнгу в «архетипе Тени» таится необыкновенная сверхсильная энергия. Если с Тенью удаётся поладить, то можно легко провернуть самые сложные дела.
Мир слишком многомерен, чтобы сводить его исключительно к битве чёрных и белых. Лучше всех сие понимали древние скифы, запечатлевшие в ювелирном искусстве «звериного стиля» многообразие перевоплощений хищников и травоядных, тьмы и света, метаморфозы вселенной, преобразующей противоположности в единый поток.
Потому в темноте, будто в печи, Тень таит роскошный, сытный, вкуснейший пирог, способный напитать, дать Силу современному ослабленному человеку.
И, кстати, совершенно неизвестно, что реально вытворял Муми-папа в своих бегемотовских похождениях до того, как стал добрым семьянином.

Наверняка тролль, как истинный мужчина, сражался, воевал, находил сокровища.
Как глаголил о таких великий поэт:

Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река,
И в стране озёр пять больших племён
Слушались меня, чтили мой закон.

(Николай Гумилёв)

Но теперь он — отец, охранитель семьи, герой сказок и добрых детских картинок.

Он известный писатель, автор мемуаров про свои отчаянные приключения. Он готов передать своим чадам-исполинам все тайны мироздания…

Голос будущего

Словно режиссёр Андрей Тарковский, коснувшийся темы «детей-исполинов» в культовом фильме «Сталкер». Полностью перевернув смыслы книги Стругацких «Пикник на обочине». Его Сталкер мотается в сакральную Зону за «хабаром», принося Оттуда невиданные сей юдоли вещи, магические золотые шары, способные преобразить Человечество. Мотается «Туда-Обратно» будто ангел из «Книги Еноха». А его дочке «Мартышке» сложно в нашей трёхмерной юдоли, она слишком нежна для шероховатого мира, слишком «облучена» Зоной через такого папу. Но она способна двигать взглядом стаканы. У неё сверхспособности.
Девочка читает Тютчева, окрест летит ангельский пух. Вселенная трясётся. И как нам всем теперь жить? Этой сценой Тарковский фильм закончил, видимо зафиксировав главное своё послание для зрителей, а также собственные ожидания от грядущей эпохи.

«Мартышка» двигает стакан. К/ф «Сталкер» Андрея Тарковского

Нам нужны исполины, сверхлюди, людены, рождённые от любви Неба и Земли, несущие в себе огонь из гиперпространства. В них таятся сверхвозможности для времени нового небывалого. Они летают, телепортируется и передвигают взглядом предметы! Мыслят сердцем и контактируют через сердце с далёкими галактиками.
Железный век подходит к концу. К нам стучатся иные, невиданные радости, особые существа и далёкие гости. В великанах звучит музыка будущего. А ГлавВеликан всех времён и народов достославный Прометей исстари славился пророческим даром. Он предвидел (задолго до Фридриха Ницше) смерть богов Железного века. И приход Иных небожителей — красивых и небывалых.
От того, как их примут, как отнесутся к их сверхвозможностям зависит и будущее нас всех. Эмпатия, договороспособность хотя бы с «внутренним Иным» — собственной Тенью — есть залог нашего же выживания, нашего преображения. А Тень сия в виде великана Куйвы оказалась архетипом воина и героя, воплотившегося (по итогам невероятных похождений) в заботливого отца и хранителя, «гения места». Этот архетип совсем не древний, но современный. И с началом СВО воины и отцы вновь стали на Руси образцом для подражания.

По-Ту-Сторону-Тени

И наградой за ночи отчаянья — будет вечный полярный день.
(Владимир Высоцкий)

Это всё невнятно и сбивчиво я рассказал своим спутникам. Они, а также духи нойдов, чекистов и лыжников внимательно и недоверчиво слушали эту странную проповедь на берегу сакрального озера Гипербореи.

Священные камни нойдов

А потом я пошёл купаться. Ведь старые запреты более недействительны. А пока мы ходили по влажному лесу, разогретому солнцем, то все вспотели, и нас яростно грызли стаи комаров и мошки. И необходимо было помыться и очиститься. И боковым зрением я отчётливо видел, что туристы всё таки побрели следом. В чистые воды озера нойдов. В глубины, что таят в себе терема гиперборейских старцев и иных дивных существ.

Как говорил другой великий поэт:

И перед вами, как злая прихоть,
Взорвется знаний трухлявый гриб.
Учитесь плавать, учитесь прыгать
На перламутре летучих рыб.

(Евгений Головин)

По воду, аки посуху переходим в новую эпоху. Через озеро из Бронзового века.
У братьев Гримм есть сказка, а в ней заложена поразительная информация. Ранним де утром одна ворона прокаркала другой, что роса, за ночь собранная у подножия висельника, способна сделать зрячим любого слепого. Ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц на этом утверждении вороны построила целую психоаналитическую повесть о Тени и Зле. Очень мутную и резонёрскую, как и всё у этой фон Франц. Потому здесь мы о Марии-Луизе распространяться не будем. Интересна сама метафора сказки.
Фигура Тени и двойного зла (убитый убийца — висельник) открывает глаза на наш странный мир. Всё отныне видится по-другому! Ведь росы из-под ног Куйвы — целое озеро. Волшебное озеро саамских нойдов. И кто купался в нём, кто омыл глаза — тот и узрел всю правду бытия. Ты честно смотришь этой правде в глаза.
И фиксируешь, что убийцы и душегубы последние десятилетия суть главные персонажи современного русского эпоса. Что рецедивисты-мокрушники ЧВК «Вагнер», завалившие собственными трупами Бахмут, что егеря из тайги из фильма «Лихие» — киллеры ОПГ «Общак». Страна ожидает каждой новой серии. Они напоминают о зверобоях, о человеке-с-ружьём, о тайных мужских союзах, о страшных богах с лицом писателя-охотника Ивана Тургенева. Эти боги грезятся нам в тревожных снах. В них есть сила и воля. Они тоже в Тени, в черных мастях и масках, в ожиданиях страны на новую резню и лихие девяностые.
Я признаю вас. Вы все мои предки. Вы не ценили жизнь, вы врастали в смерть и были самоей смертью. Но именно в смерти, в её мёртвой воде, в оторванных глазах великанов и циклопов вырастает новая жизнь. По закону единства вселенной и единства противоположностей. Орхидеи нового неосознанного света родятся в середе великой тьмы.
Из капель воды, которой осквернённый великан Индзами пытался отмыть свой левый глаз, родилась прекрасная богиня Аматэрасу. А уже от неё — японские императоры и все жители страны Восходящего Солнца!

Ну а нынче Сейд-озеро — это место энантиодромии. Где стихии мира бегут вспять, эпохи меняются местами и тьма порождает свет. Как выглядит эта точка перехода, диафрагма в космических, набитых квантами хронотронов, песочных часах вселенной? Как водоём радости с птицами, плазмоидами и беспилотниками, с проклятым ангелом-лишаём размером с гору, с подводными лодками древних шаманов.
Плавая в беспредельном океане, захлестнувшем Россию, обойдя вдоль и поперёк это королевство войн, воров и теней — мы нашли совершенную красоту и любовь.
Признаём покойников-предков, кем бы они не были, благодарим ночь, жмём руку собственной тени. И с чистым сердцем встречаем сызнова, но словно бы в первый раз золотое светило, выскочившее из цилиндра Чёрного человека. Красную скифскую Гиперборею.

Павел Зарифуллин

(Мурманск — Москва)