
Психоанализ Гипербореи
Часть вторая
Тракт в Гиперборею
От Ловозера к Сейд-озеру бежит через тайгу дорога, поросшая мхом. А в некоторых местах прямо таки вбиты в неё ветхие каменные плиты. То ли их установили открытые Барченко гиперборейцы, то ли это проступающие скалы, отполированные дождями и льдом. Современные учёные путаются в показаниях, не дают внятных ответов.
Таких каменных плит, будто порезанных великанский «болгаркой» во время оное, вокруг озера десятки, а может быть сотни. Современникам с активным воображениям видятся в плитах древние обсерватории и каменоломни, кто-то пытается читать на них доисторические иероглифы. А кто-то уже прочёл и всё знает, что было, что есть и на чём сердце успокоится. А нам ещё предстоит найти эти странные знаки. В отполированных камнях, отражающих, будто фамильные зеркала, руны и пиктограммы со дна нашей души…
По дороге попадаются огромные, будто башни термитов, муравейники. И многие из них разгромлены медведями. Потому что медведь на озёрах и прокурор и хозяин и по ночам лучше тут не шататься, места дикие. О чём степенно повествуют лесники, суровые ребята, живущие в срубе на берегу.
Но Сейд-озеро настолько чистое, будто небесный сапфир, спокойное и просветлённое, что почему-то вообще ничего не страшно. Будто пришёл домой, к самым близким и драгоценным.
Леса-то сказочные. Чуть сойдёшь с тропы — вокруг мягчайший мох, там и тут сладкие пятна морошки — золотой болотной малины. По кустам бегают куропатки. Рай и идиллия.
А над зеркалом воды парят, видимые только на фотоснимках радужные плазмоиды. Охраняют вестимо сей парадиз.

Вилли ищет Куйву
Посол финнского народа актёр Вилли Хаапсало, русский «Главфинн» тоже тут блуждал и осматривался, — докладывает экскурсовод Володя. И раньше много финнов приезжало.
Будто это какая-то тайная Мекка для финнов. По итогам многочисленных войн с СССР все главные святые места «финляндского мифа» остались в России. Например, город Калевала, где некогда Ленрот нашёл знаменитые руны великой саги. Или Сейд-озеро — священное озеро Великой Лапландии. Получается, что войны часто возникают не из-за нефти и газа, но из-за центров сакральной географии. Возможно Финляндия залезла в НАТО в надежде, что Россия по итогам войны с Украиной развалится и можно будет многое переиграть. Но не вышло. Потому что Родина угро-финнов — это Россия. И так оно и будет всегда. А если хотите приобщиться к святым местам — возвращайтесь в родную гавань!
Володя утверждает, что под озером есть второе озеро, а в нём город, где живут духи нойдов, сверхсильные знахари и чародеи местного Китежа. Хочешь верь — хочешь не верь. Ведёт к площадке смотреть на Куйву — «гения» сих волшебных мест.
Лес расступается, открывая чудный залив в солнечно-серебряных каких-то неописуемых колыханиях вод. А на серых скалах висит великанский чёрный квадратообразный человек, ясно видны и руки и ноги и голова. Будто чёрная звезда посреди светозарного полярного дня.
По одной мифической версии Куйва был шведский варяг, что убивал и насильничал становища саамов. Боги и нойды не выдержали и прибили супостата к скале, будто античного Прометея. По другой — он «чудь белоглазая» — абьюзер и агрессор, чужой для саамского племени — поплатившийся за свои злодейские проказы распятием на эпическом утёсе.
Профессиональные учёные-биологи эти лапландские сказки подтверждать отказываются. Согласно их пробам и анализам Куйва — это огромный лишайник, приобретший за тысячелетия причудливые чёрные и человеческие или даже циклопические формы.
Но народ отметает научные объяснения. Мифологические причины для людей гораздо понятнее. Тут можно говорить об активном воображении в терминологии Юнга или Хиллмана. Или о грёзотворчестве феноменолога Гастона Башляра и его учеников из «школы воображения» Жильбера Дюрана и Чаоин Сана. Но факт прост — люди видят то, что хотят видеть.
У большинства этносов Земли есть представления о титанах-великанах исстари владевшими планетой, но наказанными богами за своеволие и гордыню. В семье прометеев и святогоров наш Куйва не первый и не последний атлант со «скрученными плечами». А своеволие и вполне себе русский анархизм заложены в его ярком имени. Куйва звучит, как «хуй вам»! Слова понятные и в чём-то даже приятные для «нашенского» человека. В них неудержимая удаль и великанское раздолбайство.
Возможно «чего-то такого» разыскивал на Востоке и Вилли Хаапсалло. В фильме «Кукушка» он же встретил русского «кузьмича» с именем «ПшёлТы», а теперь открыл для себя и «КуйВам»!

Этнопсихология фиксирует поиск финнами своей судьбы:
Именно так будем понимать резкие слова президента Финляндии Александра Стубба, назвавшего русских «новыми гуннами». Русская сеть ответила поэзией — строками Александра Блока: «Да, скифы — мы!». Но дело в том, что гунны — предки многих евразийских народов, в том же Евросоюзе — у венгров, финнов, саамов-лапландцев, ливов и эстонцев совершенно точно есть «гуннские колена», этническая «печать Аттилы». Это Путин говорит запросто, что и «скифы и гунны — наше предки». Финны же, как видим страшно опасаются своего «внутреннего гунна», но в то же время тянутся к нему.
Уже много столетий назад европейцы заковали Финляндию в кандалы строгого порядка. И лишь тень извечного финского свободолюбия периодически вылезает во времена беспощадных запоев. Душой они русские анархисты, а мозгами германские рационалисты. Потому турпоход актёра Вилли на Сейд-озеро был и глубоко психоаналитическим. Финны стремятся на Восток дабы обрести потерянную силу и волю.
Ну и мы идём сходной дорогой. Любое движение в точку сакральной географии — это и трек внутрь собственной души, поиск потерянных сокровищ, загадок и «кристражей».
Ангел-Лишай
«Свяжи Азазела по рукам и ногам и положи его во мрак. Сделай отверстие в пустыне, которая находится в Дудаеле, и опусти его туда. И положи на него грубый и острый камень, и покрой его мраком, чтобы он оставался там навсегда, и закрой ему лицо, чтобы он не смотрел на свет! И в великий день суда он будет брошен в жар» (Енох.2:35–37).
Есть в фигуре на скале и ноты великой трагедии в стиле опер Вагнера.
Ветхая «Книга Еноха» описывает ангелов, пришедших на Землю, будто инопланетяне, принесших людям прорывные технологии и потусторонние богатства и познавших «дщерей человеческий». От сего «познания» родились «исполины», гении и великаны, коим подлунный мир оказался тесен. И бог истребил исполинов, и ангелов заточил в пустынях.
В легенде о «титаномахии» Зевса или еврейского Ягве закодировано знание о мировоззрении Бронзового века. В коем жрицы матриархата от священного брака с небожителями рождали новых существ, а также роды, фратрии и племена. С переходом Человечества в век Железный к законам монотеизма и патриархата воспоминания об ангелах-творцах и «исполинах» окутались в тревожный флёр. Куйва, словно пойманный в сети лишайника есенинский «Чёрный человек», будто брошенный в пустыню Азазель формирует окрест себя незримое тело тревожных воспоминаний.
Будто мешок страхов и ночных кошмаров, он собирает в себя наши беды, мороки, любой стрём. Память о войнах и насильственной смерти, гибель от метели двенадцати лыжников (конечно же Куйва в этом виноват), безалаберность и богоборчество — всё вобрал в себя этот злобный тролль. И даже биология вопиет! Ведь лишайник это не просто тихая шелуха на коже земли. Это оккупация водорослей грибами, где грибы властвуют, а водоросли их безропотно кормят и принимают! Самое тело древнего лишая, будто «писаница» леденящей кровь поэмы: старинного сказания о рабстве и господстве!
Потому нельзя на Сейд-озере громко смеяться, купаться и не желательно-то и улыбаться. А то мало ли что! Налетит зимний шквал посреди лета и завалит черепами невинноубиенных лыжников. «Большак» Куйва, точно большевик Глеб Бокий, поймает — и пустит в расход! Страшен его гнев. Бойтесь! И многие туристы, утверждает саам Володя, мгновенно сходят с ума.
Тень в цилиндре
Но давайте помолчим, послушаем тишину, «тихие голоса» земли и воды. И некое время спустя услышим, догадаемся что в шуме волн у ног Куйвы играет тема «архетипа Тени». И не только финской, саамской или русской, но общечеловеческой. «Тени» народов и «Тени» в каждом из нас. То что мы не переносим, но прячем в себе, сознательно не признавая своим. Наши эксцессы, страхи, фобии, стыд, неверие, разочарование, тайные желания, перверсии, срамная подноготная правда, секретная подоплёка. Всё готов взять и принять на себя Куйва и берёт и будет брать. Потому и разрастается ахроматический лишай, оттенка чёрного янтаря — от года к году — от века к веку.

Я внимательно наблюдаю наскальную фигуру, потом беру бинокль, навожу линзы. А попутчики отправляют дрон и спустя короткое время можно наблюдать со смартфона мини-фильм про лишайного великана, рассматривая его, как под микроскопом. Руки, ноги, иные отростки — это всё понятно… Но меня смущает шишка на голове тёмного верзилы. Правильный «бугор» на «черепке» — не дать, ни взять — цилиндр викторианской эпохи.
Да Куйва-то наш — франт!
Разодетый по моде субкультуры «стим-панка»!
А сознание сразу ухватывает негатив — мерещатся кровавые маньяки в цилиндрах из окружения высокомерного детектива Фандорина, а также мистер Хайд и Чёрный же человек Сергея Есенина. Аристократы-убийцы, финансисты и «дядя Сэм» — подозрительные и коварные существа, замышляющее вселенского пошиба гадости.
Герой-Бегемот
Но дальше стало совсем смешно, и я начинаю громко на всё озеро хохотать, как сумасшедший, чего конечно-же категорически нельзя, что есть негласный саамский «харам»! И я ловлю большое неодобрение Володи и иных, приклеившихся к нам туристов и туристочек. Но ведь это смешно. И весело!
Куйва-то оказывается вылитый Муми-папа из книжек Туве Янссен — бегемотообразный тролль в цилиндре. Милый и ответственный персонаж советских мультфильмов, озвученный Зиновием Гердтом. Храбрый путешественник и строитель домов посреди болот, будто сказочный Вяйнямёйнен — организатор священного миропорядка древних финских и угорских народов. Куйва-папа — мы вас узнали! Вы словно скифский бог Папай или скандинавский Один прибиты к высоте и окружены верными птицами!
А раз узнали, то и жизнь всех «свидетелей Куйвы» будет теперь несколько другой. Согласно Карлу Юнгу в «архетипе Тени» таится необыкновенная сверхсильная энергия. Если с Тенью удаётся поладить, то можно легко провернуть самые сложные дела.
Мир слишком многомерен, чтобы сводить его исключительно к битве чёрных и белых. Лучше всех сие понимали древние скифы, запечатлевшие в ювелирном искусстве «звериного стиля» многообразие перевоплощений хищников и травоядных, тьмы и света, метаморфозы вселенной, преобразующей противоположности в единый поток.
Потому в темноте, будто в печи, Тень таит роскошный, сытный, вкуснейший пирог, способный напитать, дать Силу современному ослабленному человеку.
И, кстати, совершенно неизвестно, что реально вытворял Муми-папа в своих бегемотовских похождениях до того, как стал добрым семьянином.
Наверняка тролль, как истинный мужчина, сражался, воевал, находил сокровища.
Как глаголил о таких великий поэт:
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы.
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Древний я отрыл храм из-под песка,
Именем моим названа река,
И в стране озёр пять больших племён
Слушались меня, чтили мой закон.
(Николай Гумилёв)
Но теперь он — отец, охранитель семьи, герой сказок и добрых детских картинок.
Он известный писатель, автор мемуаров про свои отчаянные приключения. Он готов передать своим чадам-исполинам все тайны мироздания…
Голос будущего
Словно режиссёр Андрей Тарковский, коснувшийся темы «детей-исполинов» в культовом фильме «Сталкер». Полностью перевернув смыслы книги Стругацких «Пикник на обочине». Его Сталкер мотается в сакральную Зону за «хабаром», принося Оттуда невиданные сей юдоли вещи, магические золотые шары, способные преобразить Человечество. Мотается «Туда-Обратно» будто ангел из «Книги Еноха». А его дочке «Мартышке» сложно в нашей трёхмерной юдоли, она слишком нежна для шероховатого мира, слишком «облучена» Зоной через такого папу. Но она способна двигать взглядом стаканы. У неё сверхспособности.
Девочка читает Тютчева, окрест летит ангельский пух. Вселенная трясётся. И как нам всем теперь жить? Этой сценой Тарковский фильм закончил, видимо зафиксировав главное своё послание для зрителей, а также собственные ожидания от грядущей эпохи.

Нам нужны исполины, сверхлюди, людены, рождённые от любви Неба и Земли, несущие в себе огонь из гиперпространства. В них таятся сверхвозможности для времени нового небывалого. Они летают, телепортируется и передвигают взглядом предметы! Мыслят сердцем и контактируют через сердце с далёкими галактиками.
Железный век подходит к концу. К нам стучатся иные, невиданные радости, особые существа и далёкие гости. В великанах звучит музыка будущего. А ГлавВеликан всех времён и народов достославный Прометей исстари славился пророческим даром. Он предвидел (задолго до Фридриха Ницше) смерть богов Железного века. И приход Иных небожителей — красивых и небывалых.
От того, как их примут, как отнесутся к их сверхвозможностям зависит и будущее нас всех. Эмпатия, договороспособность хотя бы с «внутренним Иным» — собственной Тенью — есть залог нашего же выживания, нашего преображения. А Тень сия в виде великана Куйвы оказалась архетипом воина и героя, воплотившегося (по итогам невероятных похождений) в заботливого отца и хранителя, «гения места». Этот архетип совсем не древний, но современный. И с началом СВО воины и отцы вновь стали на Руси образцом для подражания.
По-Ту-Сторону-Тени
И наградой за ночи отчаянья — будет вечный полярный день.
(Владимир Высоцкий)
Это всё невнятно и сбивчиво я рассказал своим спутникам. Они, а также духи нойдов, чекистов и лыжников внимательно и недоверчиво слушали эту странную проповедь на берегу сакрального озера Гипербореи.

А потом я пошёл купаться. Ведь старые запреты более недействительны. А пока мы ходили по влажному лесу, разогретому солнцем, то все вспотели, и нас яростно грызли стаи комаров и мошки. И необходимо было помыться и очиститься. И боковым зрением я отчётливо видел, что туристы всё таки побрели следом. В чистые воды озера нойдов. В глубины, что таят в себе терема гиперборейских старцев и иных дивных существ.
Как говорил другой великий поэт:
И перед вами, как злая прихоть,
Взорвется знаний трухлявый гриб.
Учитесь плавать, учитесь прыгать
На перламутре летучих рыб.
(Евгений Головин)
По воду, аки посуху переходим в новую эпоху. Через озеро из Бронзового века.
У братьев Гримм есть сказка, а в ней заложена поразительная информация. Ранним де утром одна ворона прокаркала другой, что роса, за ночь собранная у подножия висельника, способна сделать зрячим любого слепого. Ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц на этом утверждении вороны построила целую психоаналитическую повесть о Тени и Зле. Очень мутную и резонёрскую, как и всё у этой фон Франц. Потому здесь мы о Марии-Луизе распространяться не будем. Интересна сама метафора сказки.
Фигура Тени и двойного зла (убитый убийца — висельник) открывает глаза на наш странный мир. Всё отныне видится по-другому! Ведь росы из-под ног Куйвы — целое озеро. Волшебное озеро саамских нойдов. И кто купался в нём, кто омыл глаза — тот и узрел всю правду бытия. Ты честно смотришь этой правде в глаза.
И фиксируешь, что убийцы и душегубы последние десятилетия суть главные персонажи современного русского эпоса. Что рецедивисты-мокрушники ЧВК «Вагнер», завалившие собственными трупами Бахмут, что егеря из тайги из фильма «Лихие» — киллеры ОПГ «Общак». Страна ожидает каждой новой серии. Они напоминают о зверобоях, о человеке-с-ружьём, о тайных мужских союзах, о страшных богах с лицом писателя-охотника Ивана Тургенева. Эти боги грезятся нам в тревожных снах. В них есть сила и воля. Они тоже в Тени, в черных мастях и масках, в ожиданиях страны на новую резню и лихие девяностые.
Я признаю вас. Вы все мои предки. Вы не ценили жизнь, вы врастали в смерть и были самоей смертью. Но именно в смерти, в её мёртвой воде, в оторванных глазах великанов и циклопов вырастает новая жизнь. По закону единства вселенной и единства противоположностей. Орхидеи нового неосознанного света родятся в середе великой тьмы.
Из капель воды, которой осквернённый великан Индзами пытался отмыть свой левый глаз, родилась прекрасная богиня Аматэрасу. А уже от неё — японские императоры и все жители страны Восходящего Солнца!
Ну а нынче Сейд-озеро — это место энантиодромии. Где стихии мира бегут вспять, эпохи меняются местами и тьма порождает свет. Как выглядит эта точка перехода, диафрагма в космических, набитых квантами хронотронов, песочных часах вселенной? Как водоём радости с птицами, плазмоидами и беспилотниками, с проклятым ангелом-лишаём размером с гору, с подводными лодками древних шаманов.
Плавая в беспредельном океане, захлестнувшем Россию, обойдя вдоль и поперёк это королевство войн, воров и теней — мы нашли совершенную красоту и любовь.
Признаём покойников-предков, кем бы они не были, благодарим ночь, жмём руку собственной тени. И с чистым сердцем встречаем сызнова, но словно бы в первый раз золотое светило, выскочившее из цилиндра Чёрного человека. Красную скифскую Гиперборею.
Павел Зарифуллин
(Мурманск — Москва)




















